Общая характеристика Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ» Истринского района, МО Лесонен Петр Петрович
Рыбы – самый многочисленный надкласс позвоночных животных. Он включает более 20 тыс. современных видов. ПредставителиКлассНадкласс Рыбы Хрящевые Скаты Акулы Костные Осетр Лосось Сельдь Карась Классификация рыб
Среда обитания рыб – различные водоемы нашей планеты: океаны, моря, реки, озера, пруды. Она очень обширна: площадь, занятая океанами, превышает 70 % поверхности Земли, а наиболее глубокие впадины уходят в глубь океанов на 11 тыс. м. Среда обитания рыб
Самая распространенная форма тела у рыб обтекаемая Но, приспосабливая форму тела к какому-либо особому образу жизни, естественный отбор создал много рыб причудливой формы. Внешнее строение рыб
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях. Эти три вида рыб гоняются за добычей в океане. Они всю жизнь стремительно мчатся в воде. Тело у них веретеновидное, обтекаемое. Эти рыбы питаются медленно плавая. Тело их укорочено и сплющено с боков. Оно не позволяет плавать быстро. Эти рыбы питаются тоже медленно плавая, но тело у них вытянуто и сплющено с боков. Оно тоже не позволяет плавать быстро. Тело этих рыб приспособлено для жизни на дне, плавают они медленно. Внешнее строение рыб
В теле можно различить голову, туловище и хвост. Внешнее строение рыб
Снаружи тело покрыто кожей. В коже располагаются мелкие (как у окуня) или крупные (как у карпа) чешуи. Они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. На чешуе образуются годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы. Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом). Тело рыб скользкое, так как покрыто выделениями слизистых желез, расположенных в коже. Определение возраста рыбы по чешуе Внешнее строение рыб
Чешуя бывает окрашена в серебристо-серые, черные тона. Многие рыбы имеют яркую окраску – это особенно свойственно рыбам, обитающим среди коралловых рифов. Внешнее строение рыб
Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни из них проталкивают тело вперед, а другие удерживают его в равновесии и помогают изменять направление движения. Вдоль средней линии тела расположены непарные плавники (спинной, хвостовой и анальный), а по бокам тела парные (грудной и брюшной). Внешнее строение рыб
По бокам тела рыбы расположены органы боковой линии – каналы, лежащие в коже под чешуей, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбе чувствовать потоки воды, обтекающей тело, и различать в воде предметы благодаря волнам, которые отходят от этих предметов. Органы чувств рыб Боковая линия
1.Поле зрения левым и правым глазами. В области, попадающей в поле зрения обоих глаз, рыба может точно оценивать расстояние до предмета. 2.Глаза у рыбы могут поворачиваться независимо: одним глазом она может смотреть вперед, а другим в сторону. Органы равновесия расположены справа и слева в черепе. Органы чувств рыб 1. 2.
Пара отверстий ноздрей открывается в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния. Органы слуха снаружи не видны, они расположены в костях черепа. Органы чувств рыб
Вкусовые и осязательные клетки разбросаны по всему телу рыбы. Особенно их много на усиках выростах на губах и подбородке, имеющихся у некоторых рыб, например у сомов. Органы чувств рыб
Лабораторная работа.
Тема: Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Цель: Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы. Оборудование: Банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло.
Ход работы
Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее тела.
1.Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки. 2.Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие. 3.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде. 4.Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз. 5.Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие – непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. 6.Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы.