ПРАГМАТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Прагматика означает «слово», «действие Ч. Моррисом По теории Ч. Морриса в семиотике различаются три аспекта: синтактика,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ. Используя язык, человек влияет на мир в целом, меняет социальную действительность: выносит кому-то приговор, ведет переговоры,
Advertisements

ПРАГМАТИКА ПРАГМАТИКА лингвистическая дисциплина, изучающая способность носителей языка выражать с помощью отдельных слов или синтаксических конструкций.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНОГО АКТА В ПРАГМАЛИНГВИСТИКЕ.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Риторическая компетенция как ведущее средство образования Цель определить место и роль риторической компетенции в процессе оптимизации результатов педагогической.
1 Подготовила: С.Ш. Насырова, воспитатель. 2 Исследования А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, доказывают, что способность к установлению взаимоотношений являются.
С.А. Строкова, к.п.н., доцент НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 9. Межличностная коммуникация и ее особенности Фрик Т. Б. доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
« Окружающий мир» 2 класс с использованием технологии исследовательской деятельности Составили: Калиманова Ксения Анатольевна Полуянова Анастасия Александровна.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Основы теории речевых актов Они называются конститутивными, поскольку они не только регулируют, но конституируют, создают саму деятельность, существование.
Транксрипт:

ПРАГМАТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Прагматика означает «слово», «действие Ч. Моррисом По теории Ч. Морриса в семиотике различаются три аспекта: синтактика, которая занимается изучением формального отношения знака к другим знакам, или отношений между знаками в рамках одной знаковой системы; семантика, рассматривающая отношение знака к обозначаемому объекту; прагматика, исследующая отношение знаков к людям, которые ими пользуются, т.е. отношения между знаком и его интерпретатором.

Прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) выделяется как область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определённом коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий/слушающий, где важны конкретные указания на место и время их речевого взаимодействия, связанные с актом общения цели и ожидания

Прагмалингвистика занимается выбором наиболее оптимальных из имеющихся в языке средств для наиболее успешного воздействия на слушающего или читающего, для эффективного достижения намеченной цели в конкретных обстоятельствах речевого общения

На первое место в прагматических исследованиях выдвигается человек как субъект речевой деятельности Основная задача прагмалингвистики заключается в изучении языка как средства воздействия

В исследовании речевого общения произошел так называемый «прагматический поворот», начало которого связывают с работами Дж. Остина (Austin 1962), Х.Грайса (Grice 1957), Дж. Серла (Searle 1968, 1969; 1976) и с работами отечественных психолингвистов, развивающих теорию речевой деятельности (Леонтьев, 1969; Сорокин, Тарасов, Шахнарович, 1969).

Под речевым воздействием понимается влияние на личность и поведение человека с целью формирования и регулирования его поведения Речевое воздействие может быть осуществлено тремя способами: через информирование, через получение дополнительной информации и через убеждение.

Под смыслом понимается определенная характеристика деятельности конкретного индивида, форма существования значения в индивидуальной психике человека В конкретном речевом сообщении эффективность речевого воздействия зависит от восприятия его слушающим, его понимания и трактовки им данного высказывания

Речевое воздействие имеет два вида: ориентировка в мотивах [Лурия, 1998: 197] и ориентировка в собеседнике [Леонтьев, 1997: 276] Такой вид речевого воздействия как ориентировка в мотивах, распадается на три мотива: требование, сообщение, акцентирование.

При этом выделяются два типа ориентировочного воздействия: личностно-ориентированное и социально-ориентированное. Речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым. Прямое речевое воздействие реализуется при помощи языковых средств выражения, побуждение говорящего к какому-либо действию.

Дифференциация речевого воздействия на открытое и скрытое обусловливает существование двух направлений в развитии современной прагмалингвистики: функциональная (открытая) прагмалингвистика и скрытая прагмалингвистика.

Речевая деятельность характеризуется явными намерениями и целями отправителя текста оказать определенное воздействие на получателя текста и осознанностью выбора отправителем текста речевых средств для вербализации данного намерения. Речевая деятельность складывается из речевых действий.

То есть речевая деятельность – это деятельность, имеющая свои мотивы, цели и результат, а речевое поведение – это усвоенный, ушедший в подсознание, ставший неосознаваемый, заавтоматизированный речевой опыт говорящего. Речевой поступок как единица анализа речевого поведения актуализируется в тексте в виде малой синтаксической группы (МСГ), под которой понимается актуализированная предикативно-модальная группа

В аспекте языка МСГ представлена простым нераспространенным предложением или частью сложного предложения [Матвеева 1999:77], а в аспекте речи МСГ – это высказывание или его часть. По речевому поведению в момент контакта слушающий может сделать вывод о некоторых личностных качествах говорящего.

Под речевой стратегией скрытого воздействия подразумевается определенная разновидность речевого поведения отправителя текста, которая актуализирует скрытое намерение конкретного автора в конкретной речевой ситуации.

В скрытом речевом воздействии выделяются два типа речевых стратегий. Эти типы определяются по действию ориентированности отправителя или направленности на получателя текста в составе речевого акта. Теоретической основой исследований в прагматике стала теория речевых актов, которая была создана Дж.Остином и рядом других зарубежных исследователей.

Важнейшими чертами речевого акта являются: намеренность (интенциональность), целеустремленность, конвенциональность. Структуру речевого акта можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.

Во внутренней стороне речевого акта разграничиваются три компонента – локутивный акт, иллокутивный акт и перлокутивный акт. Существует несколько стратегий речевого поведения, с помощью которых возможно составить речевой портрет говорящего.

(1) «стратегия участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» (далее «участия /неучастия), (2)«стратегия уверенного/ неуверенного поведения автора в речевом событии» (далее уверенного / неуверенного поведения), (3)«стратегия формирования у получателя отношения к речевому событию путем оценивания» (далее «формирования отношения»), (4)«стратегия акцентирование автором элементов высказывания» (далее «акцентирование / неакцентирования»).

Я зык является средством, с помощью которого человек регулирует свои отношения и взаимосвязи с окружающим миром. Владение человека языком для осуществления успешного общения и достижения в результате этого общения необходимого воздействия является предметом изучения прагмалингвистики. Изучение особенностей речевого общения, которое включает в себя речевое поведение и речевое воздействие, было и остается актуальной проблемой лингвистического и психологического исследования.