ПРАГМАТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Прагматика означает «слово», «действие Ч. Моррисом По теории Ч. Морриса в семиотике различаются три аспекта: синтактика, которая занимается изучением формального отношения знака к другим знакам, или отношений между знаками в рамках одной знаковой системы; семантика, рассматривающая отношение знака к обозначаемому объекту; прагматика, исследующая отношение знаков к людям, которые ими пользуются, т.е. отношения между знаком и его интерпретатором.
Прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) выделяется как область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определённом коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий/слушающий, где важны конкретные указания на место и время их речевого взаимодействия, связанные с актом общения цели и ожидания
Прагмалингвистика занимается выбором наиболее оптимальных из имеющихся в языке средств для наиболее успешного воздействия на слушающего или читающего, для эффективного достижения намеченной цели в конкретных обстоятельствах речевого общения
На первое место в прагматических исследованиях выдвигается человек как субъект речевой деятельности Основная задача прагмалингвистики заключается в изучении языка как средства воздействия
В исследовании речевого общения произошел так называемый «прагматический поворот», начало которого связывают с работами Дж. Остина (Austin 1962), Х.Грайса (Grice 1957), Дж. Серла (Searle 1968, 1969; 1976) и с работами отечественных психолингвистов, развивающих теорию речевой деятельности (Леонтьев, 1969; Сорокин, Тарасов, Шахнарович, 1969).
Под речевым воздействием понимается влияние на личность и поведение человека с целью формирования и регулирования его поведения Речевое воздействие может быть осуществлено тремя способами: через информирование, через получение дополнительной информации и через убеждение.
Под смыслом понимается определенная характеристика деятельности конкретного индивида, форма существования значения в индивидуальной психике человека В конкретном речевом сообщении эффективность речевого воздействия зависит от восприятия его слушающим, его понимания и трактовки им данного высказывания
Речевое воздействие имеет два вида: ориентировка в мотивах [Лурия, 1998: 197] и ориентировка в собеседнике [Леонтьев, 1997: 276] Такой вид речевого воздействия как ориентировка в мотивах, распадается на три мотива: требование, сообщение, акцентирование.
При этом выделяются два типа ориентировочного воздействия: личностно-ориентированное и социально-ориентированное. Речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым. Прямое речевое воздействие реализуется при помощи языковых средств выражения, побуждение говорящего к какому-либо действию.
Дифференциация речевого воздействия на открытое и скрытое обусловливает существование двух направлений в развитии современной прагмалингвистики: функциональная (открытая) прагмалингвистика и скрытая прагмалингвистика.
Речевая деятельность характеризуется явными намерениями и целями отправителя текста оказать определенное воздействие на получателя текста и осознанностью выбора отправителем текста речевых средств для вербализации данного намерения. Речевая деятельность складывается из речевых действий.
То есть речевая деятельность – это деятельность, имеющая свои мотивы, цели и результат, а речевое поведение – это усвоенный, ушедший в подсознание, ставший неосознаваемый, заавтоматизированный речевой опыт говорящего. Речевой поступок как единица анализа речевого поведения актуализируется в тексте в виде малой синтаксической группы (МСГ), под которой понимается актуализированная предикативно-модальная группа
В аспекте языка МСГ представлена простым нераспространенным предложением или частью сложного предложения [Матвеева 1999:77], а в аспекте речи МСГ – это высказывание или его часть. По речевому поведению в момент контакта слушающий может сделать вывод о некоторых личностных качествах говорящего.
Под речевой стратегией скрытого воздействия подразумевается определенная разновидность речевого поведения отправителя текста, которая актуализирует скрытое намерение конкретного автора в конкретной речевой ситуации.
В скрытом речевом воздействии выделяются два типа речевых стратегий. Эти типы определяются по действию ориентированности отправителя или направленности на получателя текста в составе речевого акта. Теоретической основой исследований в прагматике стала теория речевых актов, которая была создана Дж.Остином и рядом других зарубежных исследователей.
Важнейшими чертами речевого акта являются: намеренность (интенциональность), целеустремленность, конвенциональность. Структуру речевого акта можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.
Во внутренней стороне речевого акта разграничиваются три компонента – локутивный акт, иллокутивный акт и перлокутивный акт. Существует несколько стратегий речевого поведения, с помощью которых возможно составить речевой портрет говорящего.
(1) «стратегия участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» (далее «участия /неучастия), (2)«стратегия уверенного/ неуверенного поведения автора в речевом событии» (далее уверенного / неуверенного поведения), (3)«стратегия формирования у получателя отношения к речевому событию путем оценивания» (далее «формирования отношения»), (4)«стратегия акцентирование автором элементов высказывания» (далее «акцентирование / неакцентирования»).
Я зык является средством, с помощью которого человек регулирует свои отношения и взаимосвязи с окружающим миром. Владение человека языком для осуществления успешного общения и достижения в результате этого общения необходимого воздействия является предметом изучения прагмалингвистики. Изучение особенностей речевого общения, которое включает в себя речевое поведение и речевое воздействие, было и остается актуальной проблемой лингвистического и психологического исследования.