ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Звонников В.И., Челышкова М.Б., Государственный университет управления, Москва
4-х ступенчатая модель обеспечения качества создание национального органа по обеспечению качества и независимой оценке состояния образования (организации по сертификации систем качества); создание национального органа по обеспечению качества и независимой оценке состояния образования (организации по сертификации систем качества); наличие в системе образования структур и процессов для проведения внутренней самооценки (самоаттестации) и внутреннего аудита; наличие в системе образования структур и процессов для проведения внутренней самооценки (самоаттестации) и внутреннего аудита; проведение оценки качества образования внешними экспертами (внешний аудит); проведение оценки качества образования внешними экспертами (внешний аудит); систематическая публикация отчетов о качестве в форматах, позволяющих различным общественным группам интерпретировать оценки качества образования систематическая публикация отчетов о качестве в форматах, позволяющих различным общественным группам интерпретировать оценки качества образования
Ведущий принцип функционирования систем оценки качества образования в США открытость и прозрачность информации о качестве процесса и результатов образования для широкой общественности открытость и прозрачность информации о качестве процесса и результатов образования для широкой общественности
Источники информации о качестве образования базы данных учебных заведений; базы данных учебных заведений; отчеты статистических центров; отчеты статистических центров; национальные отчеты об образовании; национальные отчеты об образовании; Национальный центр педагогической статистики; Национальный центр педагогической статистики; Система анализа данных Федерального департамента образования; Система анализа данных Федерального департамента образования; Национальная комиссия по отчетности в высшем образовании Национальная комиссия по отчетности в высшем образовании
Информационные сайты Система анализа данных (Data Analysis System - DAS) Система анализа данных (Data Analysis System - DAS) Национального центра педагогической статистики (National Center for Education Statistics - NCES) Национального центра педагогической статистики (National Center for Education Statistics - NCES) Финансирование высшего образования штатов (State Higher Education Finance – SHEF) home.htm Финансирование высшего образования штатов (State Higher Education Finance – SHEF) home.htmhttp:// home.htmhttp:// home.htm
Инновационные тенденции в оценочных процессах приоритет сочетания количественных и качественных уровней измерения; приоритет сочетания количественных и качественных уровней измерения; смещение акцентов с традиционного подтверждения соответствия результатов обучения стандартам к преимущественной оценке прироста результатов обучаемых; смещение акцентов с традиционного подтверждения соответствия результатов обучения стандартам к преимущественной оценке прироста результатов обучаемых; приоритет стратегических управленческих решений на основе анализа и прогнозирования тенденций изменения качества образования приоритет стратегических управленческих решений на основе анализа и прогнозирования тенденций изменения качества образования
Инновационные тенденции в оценочных процессах широкое использование аппарата педагогических измерений; широкое использование аппарата педагогических измерений; создание крупных ассоциаций, объединяющих представителей разных направлений в области оценивания качества образования; создание крупных ассоциаций, объединяющих представителей разных направлений в области оценивания качества образования; обязательная открытость и прозрачность информации о качестве образования для широкой общественности; обязательная открытость и прозрачность информации о качестве образования для широкой общественности; высокая активность преподавателей и других сотрудников сферы образования в обучении современным оценочным технологиям высокая активность преподавателей и других сотрудников сферы образования в обучении современным оценочным технологиям
Основные тенденции в развитии зарубежных систем оценки качества образования 1. Наличие большого числа независимых или частично независимых структур, специализирующихся в области оценки качества образования, пользующихся доверием со стороны государственных органов управления образованием и общественности. 1. Наличие большого числа независимых или частично независимых структур, специализирующихся в области оценки качества образования, пользующихся доверием со стороны государственных органов управления образованием и общественности. 2. Основные общие характеристики: обязательный контроль качества инструментария для обеспечения высокой надежности, валидности и сопоставимости оценок, наличие показателей качества образования для отдельных образовательных уровней, признанных педагогическим сообществом, административными и общественными структурами, прозрачность механизмов оценивания, широкое информирование профессионального педагогического сообщества и общественности о качестве результатов образовательного процесса, сочетание данных по самооценке и внешних оценок. 2. Основные общие характеристики: обязательный контроль качества инструментария для обеспечения высокой надежности, валидности и сопоставимости оценок, наличие показателей качества образования для отдельных образовательных уровней, признанных педагогическим сообществом, административными и общественными структурами, прозрачность механизмов оценивания, широкое информирование профессионального педагогического сообщества и общественности о качестве результатов образовательного процесса, сочетание данных по самооценке и внешних оценок.
Основные тенденции в развитии зарубежных систем оценки качества образования 3. Приоритет методов долгосрочного прогноза и анализа тенденций в изменении качества образования: интенсивное развитие систем мониторинга, использование специальных математико-статистических методов обработки данных для прогнозирования, проведение развернутой многоуровневой интерпретации результатов обработки для выбора перспективных направлений коррекции процесса обучения. 3. Приоритет методов долгосрочного прогноза и анализа тенденций в изменении качества образования: интенсивное развитие систем мониторинга, использование специальных математико-статистических методов обработки данных для прогнозирования, проведение развернутой многоуровневой интерпретации результатов обработки для выбора перспективных направлений коррекции процесса обучения. 4. Проведение масштабных систематических исследований в области педагогических измерений и управления качеством образования, создание научных школ, формирование сообщества профессионалов в сфере оценки качества образования. 4. Проведение масштабных систематических исследований в области педагогических измерений и управления качеством образования, создание научных школ, формирование сообщества профессионалов в сфере оценки качества образования.
Основные тенденции в развитии зарубежных систем оценки качества образования 5. Широкое привлечение представителей профессиональных сообществ к оценке качества подготовки выпускников вузов. 5. Широкое привлечение представителей профессиональных сообществ к оценке качества подготовки выпускников вузов. 6. Масштабная подготовка преподавательских кадров в сфере научно-практических подходов к оценке качества образования. 6. Масштабная подготовка преподавательских кадров в сфере научно-практических подходов к оценке качества образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Звонников Виктор Иванович: Звонников Виктор Иванович: Челышкова Марина Борисовна: Челышкова Марина Борисовна: