1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессор ЛЁВИН БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ г. Москва, 1 июня 2010 г. « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессор ЛЁВИН БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ г. Москва, 1 июня 2010 г. 1
2 НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (НОЦ) ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ (НОЦ) ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ, НИИ И БИЗНЕСА ПО КРИТИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ, НИИ И БИЗНЕСА ПО КРИТИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛНЫЙ ЦИКЛ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В РАМКАХ ОДНОГО ПРОЕКТА: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРИКЛАДНЫЕ РАБОТЫ; ОКР; ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ; СЕРИЙНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ПОЛНЫЙ ЦИКЛ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В РАМКАХ ОДНОГО ПРОЕКТА: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРИКЛАДНЫЕ РАБОТЫ; ОКР; ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ; СЕРИЙНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СОДЕЙСТВИЕ ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАРАЩИВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ НАРАЩИВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОЦ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ Кадровое обеспечение инновационного развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения Воспроизводство научных кадров для отрасли Развитие учебно-научной базы для повышения уровня научных исследований и качества образовательного процесса Развитие связей с ведущими зарубежными транспортными и техническими вузами Экспорт образовательных услуг Научная и технологическая кооперация с ведущими зарубежными транспортными компаниями и фирмами
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТРАСЛИ Создание на базе ведущих вузов и НИИ объединенных научно-образовательных центров Интеграция образовательной, методической и научной деятельности, сочетающей тесную связь с производством Инновационный прорыв в воспроизводстве специалистов и научных кадров для реального сектора экономики
5 Единое (ВПО + СПО) УМО по специальностям ж.д. транспорта и транспортного строительства Единое (ВПО + СПО) УМО по специальностям ж.д. транспорта и транспортного строительства ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Прогрессивные обучающие технологии ( дистанционное и электронное образование, МБА, система СУРС) Прогрессивные обучающие технологии ( дистанционное и электронное образование, МБА, система СУРС) Общее информационное пространство с ОАО «РЖД» и другими работодателями Общее информационное пространство с ОАО «РЖД» и другими работодателями Опережающая подготовка кадров, в том числе обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта Опережающая подготовка кадров, в том числе обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта Образовательные технологии, основанные на результатах инновационных научных разработок Образовательные технологии, основанные на результатах инновационных научных разработок ВУЗЫ:
На 11 января 2009 г. в состав МИИТа входило 45 филиалов и 9 представительств 6 ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ МИИТа) КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ МИИТа) За счет объединения филиалов, расположенных в одном городе, и ликвидации малодеятельных представительств в составе МИИТа: 37 филиалов и 2 представительства С 2011 года в составе вуза будет 28 филиалов в городах расположения управлений дорог, их отделений и на крупных ж.д.узлах, в том числе 8 укрупненных филиалов, реализующих программы ВПО и СПО В перспективе на базе укрупненных филиалов возможно создание региональных институтов инженеров путей сообщения ( Брянск, Воронеж, Елец, Орел, Нижний Новгород, Калуга, Рязань, Ярославль) В перспективе на базе укрупненных филиалов возможно создание региональных институтов инженеров путей сообщения ( Брянск, Воронеж, Елец, Орел, Нижний Новгород, Калуга, Рязань, Ярославль)
7 ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИЛИАЛОВ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИЛИАЛОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ Интеграция филиалов ВПО и СПО различных вузов в единую структуру и вхождение ее в состав конкретного образовательного комплекса должны осуществляться С УЧЕТОМ : Экономической целесообразности для отрасли и региона. Привлекательности учебного заведения в условиях демографического спада Экономической целесообразности для отрасли и региона. Привлекательности учебного заведения в условиях демографического спада Позиции Росжелдора, региональных властей, начальников дорог Показателей состояния учебно-научной базы филиалов: - уровня образовательного процесса; - количества аккредитованных образовательных программ; - контингента студентов; - квалификации ППС (количества докторов и кандидатов наук); - уровня развития материально-технической и лабораторной базы; - готовности к обеспечению непрерывной подготовки и реализации инновационных образовательных программ Показателей состояния учебно-научной базы филиалов: - уровня образовательного процесса; - количества аккредитованных образовательных программ; - контингента студентов; - квалификации ППС (количества докторов и кандидатов наук); - уровня развития материально-технической и лабораторной базы; - готовности к обеспечению непрерывной подготовки и реализации инновационных образовательных программ
8 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗОВ НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗОВ Увеличение объемов финансирования научных инноваций предприятиями и бизнесом Ориентация предприятий на вузы Широкое внедрение инновационных образовательных технологий Научно-техническая политика ОАО «РЖД», направленная на масштабную кооперацию отраслевых вузов и НИИ Поддержка НОЦ, ведущих научных школ, аспирантов, молодых ученых, бизнес-инкубаторов Увеличение объемов целевой подготовки кадров