2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессор д.т.н., профессор ЛЁВИН БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЁВИН БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ 1
2 «На базе ведущих транспортных университетов и отраслевых научно-исследовательских институтов нужно создать научно-образовательные центры по инновационному развитию транспорта. Наиболее перспективные разработки новой техники и технологий мы должны поддержать и за счёт грантов и премий на федеральном и региональном уровне». Из выступления Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на заседании Президиума Государственного Совета РФ 24 ноября 2009 г.
Подготовка специалистов и научных кадров, обеспечивающих: 3 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Безопасность перевозочного процесса Интеграцию России в мировое транспортное и экономическое пространство Функционирование единой транспортной системы государства Укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны
4 За счет вертикальной и горизонтальной интеграции 20 вузов и 82 ссузов транспорта созданы 19 крупных образовательных комплексов МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Непрерывность образования, согласованные программы подготовки и переподготовки кадров Интеграция научно-педагогического потенциала отрасли Повышение качества образовательного процесса Развитие партнерства с региональными властями, транспортными предприятиями и бизнесом Непрерывность образования, согласованные программы подготовки и переподготовки кадров Интеграция научно-педагогического потенциала отрасли Повышение качества образовательного процесса Развитие партнерства с региональными властями, транспортными предприятиями и бизнесом
5 Техническое перевооружение транспортного комплекса страны требует опережающего развития науки и образования. Именно в этой сфере сегодня необходим инновационный прорыв Стартовой площадкой для этого является высокий инновационный потенциал вузов транспорта, обладающих базовым ресурсом научного и кадрового обеспечения развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения
6 ВЕДУЩИЕ ВУЗЫ ТРАНСПОРТА Развитая система целевой подготовки кадров Авторитетные научные школы Синтез серьезной фундаментальной подготовки с профессиональными знаниями Прочные связи с производством, федеральной и региональной властью
7 Значительная часть внедряемых на транспорте разработок базируется на краткосрочных научных исследованиях и ОКР. Это не позволяет в рамках единого проекта пройти путь от поисковых работ до широкого внедрения, особенно при создании принципиально новых видов техники и технологий ПРОБЛЕМЫ В ОПТИМАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ ТРАНСПОРТА В России, в отличие от развитых зарубежных стран, научные инновации, в основном, финансирует государство, а не бизнес Недостаточные темпы технического и технологического перевооружения отрасли; снижение уровня подготовки и воспроизводства кадров
8 НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Восстановление в транспортном ведомстве отраслевой системы грантов для формирования нового поколения ученых-исследователей Включение в федеральные целевые программы комплексных инновационных проектов развития транспорта Новый уровень государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере
Восстановление на базе ведущих вузов транспорта отраслевых научно- исследовательских центров и лабораторий 9 КУРС МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ НА ИННОВАЦИОНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Интеграция деятельности по приоритетным направлениям науки и критическим технологиям на транспорте Возможность реализации инновационных проектов, находящихся на стадиях ОКР или внедрения Выведение на рынок новых конкурентных продуктов, освоение элементов бизнеса
Создание на базе ведущих вузов и НИИ объединенных научно-образовательных центров 10 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТА Интеграция образовательной, методической и научной деятельности, сочетающей тесную связь с производством Инновационный прорыв в воспроизводстве специалистов и научных кадров для транспорта, транспортного строительства и машиностроения
11 Внедрение технологий и форм управления крупными транспортными системами ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ – ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА Общетранспортные задачи отраслевого образования и науки Целесообразность создания общетранспортного научно-образовательного центра, а в перспективе – национального исследовательского транспортного университета