15 декабря 2009, г. Москва «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессор д.т.н., профессор ЛЁВИН БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЁВИН БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ 1
2 По индексу конкурентоспособного экономического роста, рассчитанному Всемирным Экономическим Форумом, Россия находится на 51 месте РФ уступает многим ведущим странам мира по показателям развития инновационной деятельности: - уровню внутренних затрат на исследования, разработки; - числу выданных патентов и доле инновационных продуктов, внедренных в коммерческий оборот; - среднегодовой численности персонала, занятого исследованиями и разработками Такая ситуация характерна и для транспортного комплекса
СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ТРАНСПОРТА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ : - внутренний водный транспорт - 71,4 %; -воздушный транспорт – 48,3 %; -морской транспорт – 45,8 %; - автомобильный грузовой транспорт – 45,3 %; - железнодорожный транспорт – 21,5 %. 3 ДАННЫЕ РОССТАТА Вероятность аварийности и низкие экологические параметры работы транспорта
В развитых странах бизнес финансирует от 65 до 77 % научных исследований, в России – 29 % 4 НЕДОСТАТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА ВО ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИЙ Российские предприятия предпочитают закупать транспортную технику за рубежом, инвестируя развитие транспортного машиностроения за рубежом Значительная часть внедряемых на транспорте разработок базируется на краткосрочных научных исследованиях и ОКР Низкие темпы внедрения на транспорте передовой техники и технологий
Вузы обладают базовым ресурсом научного и кадрового обеспечения развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения Отраслевые вузы сегодня – это: - синтез серьезной фундаментальной подготовки с профессиональными знаниями; - авторитетные научные школы; - прочные связи с производством, федеральной и региональной властью. Вузы обладают базовым ресурсом научного и кадрового обеспечения развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения Отраслевые вузы сегодня – это: - синтез серьезной фундаментальной подготовки с профессиональными знаниями; - авторитетные научные школы; - прочные связи с производством, федеральной и региональной властью. 5 ВУЗЫ ТРАНСПОРТА – СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
6 РОЛЬ БИЗНЕСА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ ТРАНСПОРТА Поддержка ведущих научных школ, фундаментальных и поисковых исследований и разработок Внедрение инновационных образовательных программ и перспективных форм и методов подготовки кадров Более эффективное использование вузовской системы дополнительного профессионального образования Увеличение масштабов целевой подготовки кадров
Активизация деятельности отраслевых научно- исследовательских центров и лабораторий, действующих на базе ведущих вузов транспорта 7 РОЛЬ СОЮЗА ТРАНСПОРТНИКОВ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ Интеграция деятельности по приоритетным направлениям науки и критическим технологиям на транспорте Возможность реализации инновационных проектов, находящихся на стадиях ОКР или внедрения Выведение на рынок новых конкурентных продуктов, освоение элементов бизнеса
Создание на базе ведущих вузов и НИИ объединенных научно-образовательных центров 8 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТА Интеграция образовательной, методической и научной деятельности, сочетающей тесную связь с производством Новый уровень воспроизводства специалистов и научных кадров для транспорта, транспортного строительства и машиностроения
9 Внедрение технологий и форм управления крупными транспортными системами ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ – ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА Общетранспортные задачи отраслевого образования и науки Целесообразность создания общетранспортного научно-образовательного центра, а в перспективе – национального исследовательского транспортного университета