Шаманское ритуальное одеяние выглядело очень необычно. На него нашивали много различных металлических подвесок. Каждая подвеска имела особое значение. На этом кафтане якутского шамана 19 века длинные пластины на рукавах обозначают кости шамана, круглые диски щит шамана. Если присмотреться, можно разглядеть и фигурки священных животных. Колокольчики пришивали, чтобы отгонять враждебных духов, а сердцевидные подвески служили насестами для добрых, дружественных духов. Кафтан обшивали бахромой, которая обозначала оперение шамана, считалось, что такой костюм помогает шаману превращаться в птицу и летать к могущественным духам верхнего мира. Бубен один из основных атрибутов шамана. Шаманский ритуал камлание езда начинался с ударов в бубен. Шаманы верили, что их личные духи- помощники слетаются на звук бубна и собираются внутри него на специальных железных подвесках. А ещё шаманы считали, что во время камлания бубен может превратиться в лодку, оленя или коня и отвезти его хозяина в миры, где живут духи. На рисунке показана внутренняя сторона бубна алтайского шамана. Его рукоять сделана ё виде фигурки человека. Это изображение духа, хозяина бубна. А цветные ленточки привязывали к бубну в знак благодарности те люди, которым шаман сумел помочь. Считалось, что чем больше ленточек на бубне, тем сильнее шаман. Бубен шамана
Шаманы многих народов нашивали на ритуальный костюм фигурки вот таких священных птиц. По их представлениям, эти фигурки символизировали духов-помощников из верхнего (небесного) мира и помогали шаманам летать. Как шаман говорил с духами В Восточной Сибири многие шаманы имели специальные маски из дерева, кожи, бересты или металла. Их надевали во время обрядов, чтобы враждебные духи не могли узнать шамана и потом отомстить ему.
ШАМАН С БУБНОМ. Наскальный рисунок. Онгудайский район, урочище Шалкобы. СЦЕНА ШАМАНСКОГО КАМЛАНИЯ В ЮРТЕ. Наскальный рисунок. Бассейн реки Чуи.
Так выглядит в разрезе могила, найденная археологами в одном из курганов на Алтае. В ней погребён скифский воин, живший в 5 веке до нашей эры. В могильной яме для него построили целый деревянный дом, на крышу которого положили боевого коня. Когда умирал родич
Этот солнечнорогий олень также украшает одну из скал. Олени у многих сибирских народов в древности символизировали солнце. Наскальные рисунки
Горный Алтай Урочище Калбак – Таш (эпоха развитой бронзы –сер. 2 тыс. до н.э.) Зависших в прыжке оленей со стелющимися за спиной ветвистыми рогами любили ветвистыми рогами любили вы6ивать на скалах Горного Алтая кочевники раннего железного века. Таких скал в Сибири немало. Особенно много их в Алтайских горах. Найти наскальные рисунки непросто. Чаше всего и скрыты от посторонних глаз. Ведь древние художники рисовали только в тайных, священных местах. В наше время археологи специально занимаются поисками наскальных рисунков. По этим изображениям можно узнать, как жили люди в древности, чем занимались, во что верили.
Около трёх с половиной тысяч лет назад в Минусинской котловине появились вот такие изваяния. Это самые древние образцы каменной скульптуры в Сибири. Их изготовили и установили в степи представители окуневской археологической культуры древние индоиранцы, обитавшие в Южной Сибири. Эти каменные изваяния столь необычны и загадочны, что учёные до сих пор не могут точно определить, кого изображали древние мастера. Несомненно одно эти скульптуры посвящены одному из великих древних божеств: на протяжении многих столетий после исчезновения окуневцев население Минусинской котловины поклонялось этим изваяниям. Даже сейчас старики - хакасы иногда мажут жиром губы каменных личин - кормят их и просят о помощи. Каменные стеллы Горный Алтай
Этого вполне реалистичного зайца отлили из бронзы в честь одной из таёжных богинь, которая, по верованиям охотников, могла обращаться в зайчиху. Эта небольшая бронзовая маска (личина в боевой раскраске и в шлеме) отлита специально, чтобы закрывать голову деревянной скульптурки бога - богатыря. Деревянная часть истлела в земле, а бронзовая маска сохранилась в том месте, где в 32 веках до нашей эры существовало святилище Украшение в виде свернувшегося в кольцо хищника найдено в знаменитом кургане Аржан в Туве. Оно изготовлено в 87 веках до нашей эры. Это один из самых ярких примеров скифо-сибирского звериного стиля в пластическом искусстве. Средневековая подвеска из Приобья в виде мифической птицы со звериной головой. Она служила одновременно украшением и амулетом. Расцвет пластического искусства в Сибири начался с наступлением эпохи металлов. Когда люди научились работать с бронзой, делать фигурки животных стало легче.