Концепция «зоны ближайшего развития» в коррекционной работе по проблемам дефицита произвольности поведения и внутреннего плана действий: помощь ребенку и родителю Чибисова М.Ю.
Мы получим ответы на вопросы: Как родители могут способствовать или препятствовать развитию самоорганизации у ребенка? Как можно использовать идею ЗБР для формулировки рекомендаций родителям? Что представляет собой коррекционная методика «Зеркальное письмо»?
В чем проблема? По итогам нашего мониторинга, около 40% учеников испытывают трудности в формировании произвольности и внутреннего плана действий
Что нам говорит Выготский по проблеме развития ВПФ? Произвольность и внутренний план действия развиваются во взаимодействии ребенка со взрослым Ребенок сначала может сделать что-то новое вместе со взрослым, а уже потом – самостоятельно («зона ближайшего развития»)
Какие особенности семейного воспитания препятствуют развитию навыков самоорганизации? Родитель целиком берет на себя функцию организации и контроля Родитель предъявляет недостаточно требований и санкций
«Замкнутый круг» Родитель контролирует ребенка Ребенок не может организовать себя самостоятельно Родитель продолжает контролировать ребенка…
Чем нам тут может помочь идея ЗБР? - Задача взрослых –создать «зону ближайшего развития» для произвольности и внутреннего плана действий - Для этого необходимо перейти от контроля к организующей помощи
Организующая помощь является промежуточным этапом между работой ребенка под руководством взрослого и его самостоятельной работой. Задача использования организующей помощи – стимулировать развитие у ребенка навыков самоорганизации и самоконтроля. Организующая помощь означает, что взрослый помогает ребенку спланировать свою работу, но ни в коем случае не организует ее за ребенка
Варианты использования организующей помощи родителем: Помощь в планировании выполнения задания. Организующие вопросы: Как ты будешь решать эту задачу? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание.
Варианты использования организующей помощи родителем: Помощь в организации собственной работы Организующие вопросы: Как ты думаешь, что тебе надо сделать? С чего ты начнешь? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время?
Использование наглядных опор для организации времени продуктивно использование часов (в том числе песочных) и будильников, для оптимизации деятельности - использование напоминалок для составления плана - использование ежедневников, цветных стикеров и т.п.
Как научить ребенка пользоваться ежедневником Совместно с ребенком составим план/список дел и запишем Используем организующие вопросы: «Посмотри, что у тебя запланировано» Помогаем научить самоконтролю с помощью ежедневника: «Проверь, все ли ты сделал»
Варианты использования организующей помощи родителем: Помощь в осуществлении самоконтроля указание на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа привлечение ребенка к оценке собственной работы оценка ребенком выполнения задания по нескольким параметрам
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!