Средства обучения Средства обучения «Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, сколько же и от учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворять многим педагогическим требованиям, как бы не казались они ему основательными и разумными» В.Я.Стоюнин. В.Я.Стоюнин.
Средства обучения. Средства обучения. учебник Словесные (рассказ, беседа) Практические (л/р, д/о, пр./р) Наглядные (таблицы, глобус, муляжи, карты) Технические + Экранно-звуковые средства (ЭЗС) обучения Анализируя статьи учебника, учитель выстраивает свою систему средств, которые определяются из: имеющегося в школе оборудования уровня ЗУН учащихся активности учащихся их познавательного интереса трудолюбия личностных особенностей учащихся
Виды ЭЗС ЭЗС ЭЗС учебное телевидение учебное кино графопроекция учебное радио и звукозаписи компьютер Статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты)
Экранно-звуковые средства(ЭЗС) Место ЭЗС в учебном процессе. Место ЭЗС в учебном процессе. а) при информационно – иллюстративном объяснении а) при информационно – иллюстративном объяснении - помогает излагать сложные научные истины в доступном и легко запоминающемся виде - помогает излагать сложные научные истины в доступном и легко запоминающемся виде - уплотняют учебную информацию - уплотняют учебную информацию - ускоряют ее усвоение - ускоряют ее усвоение б) ЭЗС на школьной лекции б) ЭЗС на школьной лекции - повышают научный уровень лекции ее достоверность - повышают научный уровень лекции ее достоверность - средство активизации познавательной деятельности - средство активизации познавательной деятельности - обеспечивают творческое активное соучастие слушателей - обеспечивают творческое активное соучастие слушателей в) Использование ЭЗС при проблемном изложении учебного материала в) Использование ЭЗС при проблемном изложении учебного материала - вызывают познавательный интерес - вызывают познавательный интерес - учащиеся становятся соучастниками научного поиска - учащиеся становятся соучастниками научного поиска г) ЭЗС при использовании частично-поискового и исследовательского методов г) ЭЗС при использовании частично-поискового и исследовательского методов - играют важную роль в имитации условий творческой деятельности - играют важную роль в имитации условий творческой деятельности - сближают процесс обучения с жизнью - сближают процесс обучения с жизнью - могут служить предметом самостоятельного ученического исследования - могут служить предметом самостоятельного ученического исследования
Средства обучения нашей школы.
Экранно-звуковые средства обучения
Наглядные средства обучения
Правила выбора средств обучения. Учитывать особенности предмета Учитывать особенности предмета Учитывать содержание учебного материала Учитывать содержание учебного материала При выборе средств обучения важна точность: нужно извлекать все, что заложено в выразительных качествах каждого из средств обучения При выборе средств обучения важна точность: нужно извлекать все, что заложено в выразительных качествах каждого из средств обучения Необходима разумная осторожность: Необходима разумная осторожность: важно чтобы средства не затмили работу учащихся, не увели в сторону от изучения темы. важно чтобы средства не затмили работу учащихся, не увели в сторону от изучения темы. Учитывать реакцию учащихся на используемые средства обучения(упреждающая обратная связь) Учитывать реакцию учащихся на используемые средства обучения(упреждающая обратная связь) Учитель должен соблюдать принцип контрапункта – не должен дублировать содержание фильма, картины, документа и др. средства обучения. Учитель должен соблюдать принцип контрапункта – не должен дублировать содержание фильма, картины, документа и др. средства обучения.
Вывод При работе с используемым ТСО учитель становится консультантом. Средства обучения дополняют живое слово учителя. При работе с используемым ТСО учитель становится консультантом. Средства обучения дополняют живое слово учителя.