Начальная ступень образования: основные направления модернизации
Из истории реформирования начальной школы-90-ые годы ХХ в. Экспериментальны е исследовани я, проводимы е с конца 50-х годов до 70-х ХХ в. лабораториями Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина- В.В.Давывдова. Практические наработки – экспериментальные учебники, методики, стали первым обновленным содержанием начального образования. На их основе и на основе наработок ученых стали создаваться новые учебники и пособия. Коллегия МОиПО РФ от г. «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации».
Основные направления реформации начального образования Цель современной образовательной политики - развитие личности каждого ребенка. Задача начальной ступени – развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально- чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося. Основные направления реформ начальной ступени образования : - обновление содержания, его вариативность - изменение существующей дидактической системы - преемственность ступеней образования - создание новой нормативно-правовой базы
От единых программ и учебников к вариативностивному содержанию Начальная школа советского периода (до 90-х годов ХХ века) Начальная школа постсоветского периода (после 90-х годов ХХ века) Единая государственная программа. Единые учебники по учебным предметам. Основная цель уроков – освоение нового знания, прочное его запоминание: «слушай, запомни, повтори». Многообразие учебных программ (к концу ХХ в. более 150 программ). Вариативные учебники по учебным предметам. Основная цель уроков – развитие личности ребенка: «думай, рассуждай, ищи решения и нужную информацию сам».
Начальная школа (начальная ступень образования) – конец ХХ в. Образовательные системы Традиционная (обновленная) Система Л. В. Занкова Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова Образовательные модели «Начальная школа ХХI века» ( науч. рук. Н. Ф. Виноградова) «Школа 2000… - Школа 2100…» ( науч. рук. А. А. Леонтьев) «Гармония» ( науч. рук. Н. Б. Истомина)
Начальная школа (начальная ступень образования) – начало ХХI в. Образовательные системы Традиционная (обновленная) Система Л. В. Занкова Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова Комплекты учебников «Начальная школа ХХI века» ( под ред. Н. Ф. Виноградовой) «Школа 2000… - Школа 2100…» «Гармония» ( под ред. Н. Б. Истоминой) «Классическая начальная школа» «Перспективная начальная школа» «Планета знаний» (под ред. И. А. Петровой «Школа России»
Некоторые особенности систем, моделей и комплектов Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Образовательная модель Школа 2000… – Школа Главная особенность данной модели – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз, и реализация методики развивающего обучения – идея педагогики здравого смысла.
Некоторые особенности моделей и комплектов Образовательная модель Гармония (науч.рук. Н.Б.Истомина) Создана объединением авторов во главе с Н.Б.Истоминой, разделяющих общую образовательную цель – развитие личности ребенка. Образовательная модель Начальная школа ХХ1 века (науч.рук.. Н.Ф.Виноградова) Учебные издания реализуют концепцию Начальная школа ХХ1 век, разработанную под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Она отражающей наиболее передовые педагогические идеи развития личности, деятельностный подход в обучении. Направлена на формирование учебной деятельности у младших школьников. Комплект учебников Школа России (под ред. А.А.Плешакова) Авторы почти всех учебных предметов комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Их переработанные учебники сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями, развивающего характера. Комплект учебников Классическая начальная школа В комплект объединились авторы, зарекомендовавшие себя долгими годами апробации своих учебников и методик, отражающих требования новой школы в сочетании с классическими наработками.
Некоторые особенности комплектов Комплект учебников Перспективная начальная школа Концептуально новый комплект, создаваемый при поддержке РАН РФ. Попытка разработать учебники нового поколения, позволяющие организовать максимально самостоятельную деятельность учащихся в условиях специально организованной педагогической поддержки, особенно в условиях сельских школ. Поэтому каждый предмет обеспечен учебником и тетрадью для самостоятельных работ. На сегодня изданы учебники и учебные пособия для 1 класса. Комплект учебников Планета знаний (под ред. Петровой И.А.) Новый комплект, который пока не обеспечен по всем предметам и классам начальной школы. Это попытка сочетать лучшие наработки традиционной начальной школы и потребности современной школы.
Управление вариативным содержанием Решение Коллегии МОиПО РФ от г. «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации». Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации. Приказ Минобразования РФ 322 от г. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» (Пр. МОиПО РФ от г. 1235) Государственный стандарт общего образования. Приказ Минобразования РФ, февраль (срок введения – 2006 г.)
Непрерывность и преемственность образования (дошкольники – начальная школа – основная школа) Непрерывность – постоянная потребность человека в образовании и самообразовании в течение всей жизни. Преемственность – дидактическое согласование содержания, методов, и организационных форм на всех ступенях образования в сочетании с максимальной психологической комфортностью. Нормативные документы 1. Решение Коллегии МО РФ от г. «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации» 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от г Р (п.2)) 3. «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Пр. МОиПО РФ 2000 от г.)
Методические письма и рекомендации «О подготовке детей к школе» ( г.) «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений» ( г.) «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» (Пр. МОиПО РФ от г. 1235) «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений» «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» ( г.) «Рекомендации об организации обучения первоклассников в адаптационные период» ( г.) и др.
Дидактические условия реализации преемственности дошкольной и начальной ступеней образования Реализация общей цели образования – развитие личности. Гармоничное сочетание трех направлений развития: физическое, интеллектуальное, личностное. Знание и опора на возрастные особенности и возможности детей. Использование приемов и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. Поддержание природной потребности детей в познании, формирование положительного отношения к учебному процессу. Чуткое, внимательное отношение взрослых к детям, педагогическое сотрудничество (воспитателей, учителей, детей и родителей)
Подготовка детей к школе Готовность к школе – это единство и взаимосвязь физической, интеллектуальной и личностной готовности. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» (Метод.письмо МО РФ). «Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений» (Приложение к приказу МО РФ 442 от г. Приложение 1. Раздел 1. «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении »).
Готовность к школе – что это? Физическая готовность Наличие или отсутствие хронических заболеваний, интеллектуаль- ных нарушений, приведших к некоторому отставанию в общем развитии ребенка Интеллектуаль ная готовность Степень развития психических качеств: - внимание, - восприятие, - воображение, - память, - мышление, - речь Личностная готовность - развитость коммуникативных качеств, - ориентировка в окружающей действительности, - Запас знаний о мире, - степень самостоятельности. активности, инициативности
Диагностика готовности к школе Готовность к школе определяется уровнем физического, интеллектуального и личностного развития в их совокупности (а не количеством знаний об окружающей действительности). Диагностируется уровень развития ребенка (с согласия родителей, после записи ребенка в школу). Результаты диагностики позволяют выстроить программу индивидуального доразвития ребенка, его отдельных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.
УМК и пособия по подготовке детей к школе (рекомендованные МОиН РФ) 1. УМК Преемственность (рук. Н.А.Федосова), изд. Просвещение – подготовка детей к обучению в школе по основным учебным курсам. 2. УМК Коррекционно-развивающее обучение (рук. С.Г.Шевченко), изд. Ассоциация ХХ1 век - коррекция негативных тенденций интеллектуального развития детей в дошкольный период. 3. Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе Школа 2100 от 3 до 7-ми лет с полным УМК по всем образовательным линиям. Программа является составной частью образовательной модели Школа 2000…- Школа 2100, …. Пособия для подготовки руки к письму (под рук.М.М.Безруких), изд. Дрофа. – повышение у ребенка функциональной готовности к учебе, адаптацию к школе. Обучение дошкольников грамоте (авт. Л.И.Журова и др.) Методическое пособие с комплектом учебных пособий. Ступеньки грамоты (авт.Н.В.Дурова). Комплект учебно-наглядных материалов.
Реформация дидактической системы (методика развивающего обучения) Основное требование при выборе методов и приемов – соответствие методик психо-физиологическим особенностям каждого возрастного периода. Дошкольники (накопление первоначальных знаний об окружающем мире) – игровые ситуации, дидактические игры, общение. Совместная познавательная деятельность ребенка и взрослого. Младшие школьники (формирование учебной деятельности как умения учиться, то есть самостоятельно решать учебные задания, задачи) – создание ситуаций для максимально самостоятельного открытия нового для ученика знания, перевода знания в умение с последующим его закреплением. Проблемные ситуации; наблюдения, рассуждения, общение, обсуждение, выводы, тренировочные упражнения, простейшие творческие проекты Руководящая и направляющая роль учителя в совместной поисковой деятельности детей. Подростки (основная ступень) – до 12 лет завершение формирования учебной деятельности, доведение до полной самостоятельности умения решать доступные учебные и жизненные проблемы. Проблемные ситуации, диалоги, диспуты, творческие проекты. Учитель – консультант в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, равноправный участник дискуссий.
Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования (начальная ступень) Введение новых учебных предметов: иностранный язык и информатика Безотметочная система оценивания достижений учащихся - от пятибальной системы оценки знаний, умений и навыков к оцениванию всех личностных достижений учащихся