Цели и задачи: 1. Сформировать представление об пейзаже как о жанре в живописи. 1. Сформировать представление об пейзаже как о жанре в живописи. 2. познакомить учащихся с творчеством русских художников, передать их отношение к природе и к Родине; 2. познакомить учащихся с творчеством русских художников, передать их отношение к природе и к Родине; 3. познакомить и научить рисовать пейзаж, используя нестандартные методы рисования. 3. познакомить и научить рисовать пейзаж, используя нестандартные методы рисования. формировать представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования; формировать представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования; активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор; активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор; познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами; познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами; научить приемам работы в технике «соленой»; научить приемам работы в технике «соленой»; развить внимание, мышление, чувство гармонии и равновесия; развить внимание, мышление, чувство гармонии и равновесия; продолжить развитие навыков работы кистью, акварелью; продолжить развитие навыков работы кистью, акварелью; воспитывать чувство прекрасного, чувство меры и утонченности; воспитывать чувство прекрасного, чувство меры и утонченности; воспитывать стремление к творческому поиску; воспитывать стремление к творческому поиску; воспитывать смелость в принятии нестандартных решений. Воспитание у учащихся чувства понимания особого содержания искусства, хранимого художественной культурой человечества. воспитывать смелость в принятии нестандартных решений. Воспитание у учащихся чувства понимания особого содержания искусства, хранимого художественной культурой человечества.
Куинджи «Лунный свет»
Юон «Конец зимы. Полдень»
Айвазовский «Ночь на море»
Жуковский «Март»
Левитан «Русская деревня»
Жанр пейзажа Жанр пейзажа Пейза́ж ( фр. Paysage, от pays природа), в живописи и фотоискусстве тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Пейза́ж ( фр. Paysage, от pays природа), в живописи и фотоискусстве тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). фр.живописи фотоискусстве фр.живописи фотоискусстве В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции Существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придают ему большей жизненной правды. Существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придают ему большей жизненной правды.
Сельский; Сельский; городской (в том числе городской архитектурный ведута); городской (в том числе городской архитектурный ведута); ведута исторического пейзажа; исторического пейзажа; индустриальный пейзаж (урбанистический); индустриальный пейзаж (урбанистический); особую область составляет изображение морской стихии марина(морской) и речной; особую область составляет изображение морской стихии марина(морской) и речной; «чистый»; «чистый»; парковый; парковый; фантастического, или футурологического, пейзажа; фантастического, или футурологического, пейзажа; космический, астральный пейзаж. космический, астральный пейзаж. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.
Шишкин. И И русский живописец- пейзажист пейзажист «Живопись есть немая, но «Живопись есть немая, но вместе теплая, живая беседа вместе теплая, живая беседа души с природой и Богом» души с природой и Богом» И.И. Шишкин И.И. Шишкин Фотография 1890г.
Шишкин. И. И Дождь в дубовом лесу 1901
Васи́льев Васи́льев Фёдор Алекса́ндрович ( ) Фёдор Алекса́ндрович ( ) русский живописец- пейзажист, блестящий рисовальщик. русский живописец- пейзажист, блестящий рисовальщик. пейзажист Фёдор Васильев.Автопортрет
Васильев. Ф Мокрый луг
Борис Кустодиев ( ) русский живописец- бытового жанра и портрета Кустодиев. Б. Автопортрет
Кустодиев. Б. Гроза 1919
Николай Константинович Рерих (Рёрих) русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель. русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель.художникфилософ учёныйписатель путешественникхудожникфилософ учёныйписатель путешественник Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры. Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры.Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)культурыДоговора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)культуры Николай Рерих ( годы)
Рерих Н.К Небесный бой 1912
Рерих Н.К Зов неба. Молния
Вывод: В процессе рисования художник выражает своё отношение к изображаемому.Главное выразительное средство живописи- цвет, рисунка- линия. Художники в своих работах стремятся передать эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникает соответствующие музыкально- художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину. В процессе рисования художник выражает своё отношение к изображаемому.Главное выразительное средство живописи- цвет, рисунка- линия. Художники в своих работах стремятся передать эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникает соответствующие музыкально- художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.
Тест «Накапливаем знания» Тест «Накапливаем знания» 1) Какие известные Вам художники работали в жанре пейзажа? 1) Какие известные Вам художники работали в жанре пейзажа? (Шишкин.И.И,, Васильев Ф.А., Рерих Н.К., Дубовский Н.Н, Левитан И.И, Саврасов А.К.идр.) (Шишкин.И.И,, Васильев Ф.А., Рерих Н.К., Дубовский Н.Н, Левитан И.И, Саврасов А.К.идр.) 2) Какое эмоциональное впечатление составляют пейзажи художников с которыми вы познакомились на уроке? 2) Какое эмоциональное впечатление составляют пейзажи художников с которыми вы познакомились на уроке? печали, печали, тревоги, тревоги, таинственности, таинственности, нежности, нежности, радости. радости. 3) Какие виды пейзажа Вы знаете? 3) Какие виды пейзажа Вы знаете? Классификация. (Городской, сельский, морской, парковый, исторический, урбанистический, «чистый», фантастический, или футурологический пейзаж, космический, астральный пейзаж.) Классификация. (Городской, сельский, морской, парковый, исторический, урбанистический, «чистый», фантастический, или футурологический пейзаж, космический, астральный пейзаж.)
Одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования графическими и живописными материалами Одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования графическими и живописными материалами
От вида графического материала зависит техника рисунка. Карандашом можно выполнять линеарные и тональные рисунки, создавать эффектные наброски. Уголь, сангина, пастель позволяют работать быстро, широко, разнообразно.
Прием работы акварелью сразу в полную силу называется «а-ля прима». Многослойная живопись (лессировками) требует серьезных навыков и опыта.
В масляной живописи используют и пастозные мазки, и работу лессировками
Все перечисленная выше техника рисования традиционна
Традиционные инструменты и материалы
Нетрадиционные инструменты и материалы соль соль мыльные пузыри мыльные пузыри воск воск нитки нитки руки, пальцы руки, пальцы поролон поролон пенопласт пенопласт наждачная бумага наждачная бумага шампунь и т.д. шампунь и т.д.
Нетрадиционная техника Рисование рукой Нетрадиционная техника Рисование рукой
Оттиск Оттиск Пейзаж выполнен с помощью пенопласта и поролона Пейзаж выполнен с помощью пенопласта и поролона
Граттаж (воск, тушь, акварель, шампунь, палочка) Граттаж (воск, тушь, акварель, шампунь, палочка)
Акварельные нити ( акварель, швейные нитки, кисточка, вода)
Монотипия
ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ, ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ, ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ, ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ, БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ; БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ; ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ… И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ…
И.И.Шишкин «На диком севере»
Серов «Зима» Серов «Зима»
Ф.И. ТЮТЧЕВ «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ» ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ ОКОЛДОВАН, ЛЕС СТОИТ- ОКОЛДОВАН, ЛЕС СТОИТ- И ПОД СНЕЖНОЙ БАХРОМОЮ, И ПОД СНЕЖНОЙ БАХРОМОЮ, НЕПОДВИЖНОЮ, НЕМОЮ, НЕПОДВИЖНОЮ, НЕМОЮ, ЧУДНОЙ ЖИЗНЬЮ ОН БЛЕСТИТ. ЧУДНОЙ ЖИЗНЬЮ ОН БЛЕСТИТ. И СТОИТ ОН, ОКОЛДОВАН,- И СТОИТ ОН, ОКОЛДОВАН,- НЕ МЕРТВЕЦ И НЕ ЖИВОЙ- НЕ МЕРТВЕЦ И НЕ ЖИВОЙ- СНОМ ВОЛШЕБНЫМ ОЧАРОВАН, СНОМ ВОЛШЕБНЫМ ОЧАРОВАН, ВЕСЬ ОПУТАН, ВЕСЬ ОКОВАН ВЕСЬ ОПУТАН, ВЕСЬ ОКОВАН ЛЕГКОЙ ЦЕПЬЮ ПУХОВОЙ… ЛЕГКОЙ ЦЕПЬЮ ПУХОВОЙ… СОЛНЦЕ ЗИМНЕЕ ЛИ МЕЩЕТ СОЛНЦЕ ЗИМНЕЕ ЛИ МЕЩЕТ НА НЕГО СВОЙ ЛУЧ КОСОЙ- НА НЕГО СВОЙ ЛУЧ КОСОЙ- В НЕМ НИЧТО НЕ ЗАТРЕПЕЩЕТ, В НЕМ НИЧТО НЕ ЗАТРЕПЕЩЕТ, ОН ВЕСЬ ВСПЫХНЕТ И ЗАБЛЕЩЕТ ОН ВЕСЬ ВСПЫХНЕТ И ЗАБЛЕЩЕТ ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ КРАСОЙ! ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ КРАСОЙ!
юон «Русская зима»
Нетрадиционная техника «Солёная» Эта техника подходит для изображения зимних пейзажей. Она помогает создать настроение задумчивости, грусти, умиротворения, позволяет передать красоту русской зимы. Эта техника подходит для изображения зимних пейзажей. Она помогает создать настроение задумчивости, грусти, умиротворения, позволяет передать красоту русской зимы.
Техника «Солёная» (акварель, соль, белила, картон)
С чего начинается пейзаж? – линия горизонта, – линия горизонта, – композиция, – композиция, – планы – планы Последовательность выполнения работы: Покрыть картон соленой водой; Покрыть картон соленой водой; черной акварелью прописать самые темные места (домик, дерево, забор); черной акварелью прописать самые темные места (домик, дерево, забор); уточнить детали (т.к. по сырому картону краска слегка расплывается); уточнить детали (т.к. по сырому картону краска слегка расплывается); работа белилами (снег); работа белилами (снег); корректировка работы; корректировка работы; оформление пейзажа в паспарту. оформление пейзажа в паспарту.
Этапы работы
Ошибка
Композиция
Детские работы Деменева М. 14 лет Митрофанова Е. 12 лет Платонова Е. 12 лет Петренко Д. 13 лет
Благо дарю за со труд ничество! Благо дарю за со труд ничество!