О готовности кредитных организаций региона к вступлению в силу ст. 9 Федерального закона от ФЗ «О национальной платежной системе» и передаче данных о бюджетных платежах в ГИС ГМП в электронном виде Санкт-Петербург 04 июля 2013 года
С 1 января 2014 го вступают в силу положения частей 2, 4-8, статьи 9 Закона о НПС, которые установлены в отношении электронных средств платежа. Электронное средство платежа (ЭСП) – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно- коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (Интернет банк, банк-клиент, электронные деньги) (статья 3 Закона о НПС). Вступление в силу статьи 9 Федерального закона от «О национальной платежной системе»
часть 4. информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП путем направления соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. часть 5. обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате ЭСП и (или) о его использовании без согласия клиента. часть 6. фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет. часть 7. предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием его ЭСП, в порядке, установленном договором. Оператор по переводу денежных средств обязан (статья 9 Закона о НПС):
часть 8. рассматривать заявления клиента, в т.ч. при возникновении споров, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявления по трансграничному переводу денежных средств. часть 12. возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия после получения от клиента соответствующего уведомления. часть 13. возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без его согласия, если оператор не исполняет обязанность по информированию клиента. Оператор по переводу денежных средств обязан (статья 9 Закона о НПС):
Согласно части 4 статьи 39 Закона о НПС (в редакции Федерального закона от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») положения частей 2, 4 - 8, статьи 9 Закона о НПС вступают в силу с 1 января 2014 года. Срок вступления в силу указанных положений был перенесен с 1 января 2013 года в связи с неготовностью отдельных кредитных организаций к реализации положений статьи 9 Закона о НПС.
Основания для сбора информации : письмо Банка России от Т «Об осуществлении территориальными учреждениями Банка Росси мероприятий по сбору информации о готовности кредитных организаций к реализации положений статьи 9 Федерального закона от ФЗ «О национальной платежной системе». Мероприятия, проведенные Главным управлением : сбор и анализ информации о готовности/отсутствия готовности к вступлению в силу статьи 9 Закона о НПС. направление в КО предложений о разработке плана мероприятий. контроль за исполнением планов мероприятий. Готовность КО к передаче информации о платежах в ГИС ГМП в электронном виде
По результатам анализа информации, представленной КО по состоянию на : Готовность к вступлению в силу статьи 9 Закона о НПС подтвердили 22 из 40 кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территории Санкт- Петербурга; Оставшиеся 18 кредитных организаций сообщили об отсутствии готовности к реализации положений частей 2, 4 - 8, статьи 9 Закона о НПС и представили планы мероприятий. Готовность КО к вступлению в силу статьи 9 Закона о НПС
Основания для сбора информации : письмо Банка России от Т «ОБ осуществлении территориальными учреждениями Банка России мероприятий по сбору информации о реализации кредитными организациями положений части 4 статьи 21.3 Федерального закона от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и части 8 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Мероприятия, проведенные Главным управлением : сбор и анализ информации о готовности/отсутствия готовности к передаче информации о платежах, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) в электронном виде. направление в КО предложений о разработке плана мероприятий. контроль за исполнением планов мероприятий. Готовность КО к передаче информации о платежах в ГИС ГМП в электронном виде
2 из 40 Санкт-Петербургских кредитных организаций уже осуществляют передачу информации в ГИС ГМП в электронном виде. Из оставшихся 38 кредитных организаций: 28 завершили регистрацию в качестве участников ГИС ГМП (77.7%). 6 подключились к Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (16,7%). 12 завершили доработку внутрибанковских АБС или приобрели программные модули, необходимые для конвертации внутренних форматов в форматы, применяемые для передачи информации в СМЭВ в электронном виде (33,3%). 2 небанковские кредитные организации не осуществляют прием платежей, сведения о которых подлежат передаче в ГИС ГМП. Готовность КО к передаче информации в ГИС ГМП
необходимость приобретения и настройки специализированного программного модуля (80,6%), при этом порядка 20% из указанных кредитных организаций также сообщили о необходимости приобретения дополнительных средств криптографической защиты информации и криптомаршрутизаторов, поставляемых ОАО«РОСТЕЛЕКОМ», или длительном ожидании их поставки и последующей настройки. неготовность программного обеспечения, обусловленную требованиями по доработке внутрибанковских автоматизированных банковских систем в целях конвертации внутренних форматов в форматы СМЭВ (69,4%). незавершенность процедур заключения соглашений (договоров) о подключении к единой системе межведомственного электронного взаимодействия с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое, являясь государственным заказчиком и оператором СМЭВ, осуществляет координацию деятельности по подключению кредитных организаций к системе (33,3%) Причины неготовности КО к передаче информации в ГИС ГМП
Благодарю за внимание