Ваш ребёнок первоклассник Практические рекомендации логопеда и психолога
Критерии готовности к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная, речевая.
Речевая готовность В 6 лет ребенок должен в норме Обладать словарем около 4000 слов. Все звуки произносить правильно, уметь рассказывать и пересказывать, пытаться выразить свое отношение к рассказываемому. Пользоваться сложными предложениями. Употреблять все части речи. Различать и дифференцировать звуки речи на слух и в произношении.
умение строить отношения с учителем; умение общаться со сверстниками; вежливость, сдержанность, послушание. отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи. Нравственная готовность: - умение строить отношения с учителем; - умение общаться со сверстниками; - вежливость, сдержанность, послушание. - отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). - Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. - Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». - Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
это твердое желание учиться, получать знания; - понимание важности и необходимости учения; - проявление выраженного интереса к получению новых знаний; - это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); - умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Психологическая готовность: - это твердое желание учиться, получать знания; - понимание важности и необходимости учения; - проявление выраженного интереса к получению новых знаний; - это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); - умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); - это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. -
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); -
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/). Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Наиболее важные показатели это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай». Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д. Мыслительная готовность: Наиболее важные показатели это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай». Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития школьнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка трудностями в школе! Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка трудностями в школе! Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к письму: Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Подготовка к математике: Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
ЗАПОМНИТЕ: Для вашего ребёнка вы по-прежнему должны оставаться любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д. При поступлении в 1 класс ребёнок должен знать: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок). Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об о кружающем мире:о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения. В1 классе ребёнок должен знать: Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок). Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об о кружающем мире:о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам нипочём.
Задача родителей на данном этапе предельно проста: понять особенности развития и во время поддержать ребенка, создавая тем самым благоприятные условия для его личностного подъема, как по лесенке.
Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не « привязывайте » к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими)
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.
Спасибо!