Кривцова Л. А. МКОУ « СОШ 3 р. п. Линёво » Искитимского района Новосибирской области
« Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих …»
Направления деятельности учителя Направления деятельности учителя Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока. Введение здоровьесберегающих технологий доктора В. Ф. Базарного в учебную деятельность. Использование принципов многосенсорности в обучении. Активизация двигательной активности учащихся на уроке.
Здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного Теория « Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения » На базе этой теории разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий ( строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно - моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения зрительных горизонтов, на основе ситуационно - образного моделирования и т. д.). Данные технологии защищены 45 патентами РФ.
Обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ « О гарантиях прав ребенка РФ », « Об охране здоровья граждан », « Об образовании » и запрос общества на здоровое поколение. Единственная здоровьеразвивающая технология : - признана научным открытием Академией медицинских наук ; - защищена патентами и авторскими правами ; - одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН ; - утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.; - прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ ; - имеет санитарно - эпидемиологическое заключение Минздрава РФ ; - позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника ; - дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.
Здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного в пространстве урока Конторки. Оснащение классных комнат конторками доктора В. Ф. Базарного позволяет вводить в пространство урока режим динамических поз. Использование конторок доктора Базарного – специализированных учебных мест, обеспечивает « оптимальный физиолого - эргономический режим учащихся в условиях телесной вертикали ».
В. Ф. Базарным разработана конторка – особая парта, которая обеспечивает занимающимся за ней так называемый « режим телесной вертикали » ( осанки ), когда склоняться над тетрадями, книгами и сутулиться нет никакой необходимости. Конторка регулируется по высоте, имеет наклонную столешницу, и к ней прилагается специальный массажный коврик для ног. Рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона. Среднеоптимальный угол наклона рабочей поверхности конторки – 15-17°. За конторкой в « режиме телесной вертикали » дети находятся только часть занятия
Здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного в пространстве урока Офтальмотренажер – специализированная автоматизированная техническая система, обеспечивающая повышение функциональной активности зрительно - вестибулярных систем и за счет этого стрессоустойчивость организма, а также профилактику зрительного и нервно - психологического утомления. Офтальмотренажер - это учебное оборудование, которое обеспечивает педагогическую технологию « Обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях активной сенсорно - развивающей среды ».
Выполнение упражнений с использованием « Офтальмотренажера » - 1 раз в середине каждого урока в профилактическом режиме, в коррекционном – 2 раза за урок. Моргание – 4 раза в течение урока Зевание – 3 раза в течение урока Гимнастика для глаз – однократно в течение урока Пальминг – выполняется в конце урока или на перемене Упражнение на снятия напряжения. Выполняется на перемене по завершению урока, требующего значительного напряжение со стороны органов зрения или нервной системы ребенка.
Здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного в пространстве урока Сенсорно - дидактические кресты Сенсорно - дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно - дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей. Предупреждает развитие рефлекса склоненной головы. Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения. Активизирует нейродинамические процессы головного мозга. Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.
урока дата Тема урока тип урока форма организации УД Тематические результаты обучения Формируемые УУД Задачи сохранения здоровья уч-ся. Задачи духовно- нравственного развития и воспитания. Учебная задача и ситуации Виды учебной деятельности Урок Представление о целом и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания Урок моделирования Коллективная, самостоятельн ая, парная работа Получены представления о целом и частях. Получены представления о взаимосвязи сложения и вычитания. Совершенствова ны табличные навыки сложения и соответствующ ие случаи вычитания. Личностные: правила поведения при сотрудничестве; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий; умение давать оценку своей работе и работе партнера. Познавательные: формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме; формирование действия моделирования. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение довести свою позицию до других. Работа с информацией Элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, первичный опыт работы с текстами, содержащими рисунки, схемы. Обеспечить двигательную активность на уроке. Формировать навыки позитивного коммуникативног о общения. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению: ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности средствами практической работы. Как из частей составить целое? Как целое разложить на части? Как описать действия с предметами, используя математический словарь? Действия с предметами. Моделирование целого и части. Моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметические действия и ход их выполнения. Использование математической терминологии. Читать, анализировать информацию, представленную в таблице.
Движение и действие как единицы развития и сохранения здоровья
Программа « Школа здоровья » Цель программы : создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Ежедневно Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. Еженедельно Работа в кружках, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе. Ежемесячно Выпуск «Страничек здоровья», рейды «Мойдодыр», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. Один раз в четверть Занятие Клуба «Званые гости», классные семейные праздники, экскурсии, спортивные праздники, родительские собрания Один раз в полугодие Дни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматолога Один раз в годМедицинский осмотр, операция «Витаминчик», заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья. Циклограмма работы класса