Вообще же образ «маленького человека» таков: это незнатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек. С глубоким чувством сострадания писатель рассказывает нам о жизни А.А.Башмачкина, главного героя повести, показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому «маленькому человеку».
Искаженные моральные нормы, ложные ценности являются причиной того, что мир принадлежит богатым и именитым, а честные, порядочные, талантливые люди вынуждены прозябать в безызвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружающих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха. Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все больше увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в привычку вошло не только принимать и провожать, но и относиться к человеку «по одежке». Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.
«Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чёрные дыры в смутной картине жизни… (В.В. Набоков).