Создатель презентации учитель технологии высшей кв.категории СОШ 16 г. Зеленодольска Бикмехаметова С.Г.
Мы часто ищем сложности вещей, Где истина лежит совсем простая. С. Щипачев
Развитие учащихся, а не только передача определенных знаний и навыков, является приоритетным направлением образования. В процессе обучения технологии вот уже более десяти лет используется метод проектов. Это дает учащимся дополнительный шанс исследовать, придумывать, по- новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях. Проект «Костюм снегурочки» Проект «Татарский национальный танцевальный костюм Проект Проект Книга Книга«КАЛЕЙДОСКОП РУКОДЕЛИЯ» РУКОДЕЛИЯ» Проект «Костюм клоунессы»
Пять основных компонента 1.Определение потребности и краткая формулировка задачи Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. 2. Набор первоначальных идей. Э ти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. 3. Проработка одной или нескольких идей. Учащийся выполняющий проект должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи учащийся проводит эксперименты или начинает работать с материалами. 4. Изготовление изделия. Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадий они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. 1.Испытание и оценка изделия Учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил проект в следующий раз.
Пять основных компонен та Потреб ность Перво начальные идеи Оптималь ный вариант Изготов ление изделия Оценка изделия
Три важных момента. 1.Пять основных компонентов проекта могут быть скомпонованы в разной последовательности. 2. Несмотря на то что моделирование исключено из состава «основных» компонентов проекта, оно играет важную роль в процессе дизайна. 3. Время, отводимое на разные виды деятельности в рамках проекта, варьируется в зависимости от содержания проекта
Цель и краткая формулировка задачи должна включать: Формулировка цели и задачи определяет широкие параметры для деятельности учащихся. Допустим, надо разработать и сделать простую игрушку для ребенка двух пяти лет. Игрушка должна иметь движущиеся части, чтобы быть интересной ребенку. Кроме того, она должна быть безопасной, прочной и изготовленной из доступных материалов. Название изделия; его функции (для чего предназначено), какие потребности человека будут удовлетворены; определение конечного пользователя или сектора рынка, т.е. того, кто будет использовать изделие.
Набор первоначальных идей Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Они предлагают множество разнообразных решений проблемы, не анализируя их (на данном этапе). Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой идей и написанием пояснений к ним. Эскизы сопровождаются краткими комментариями, а не длинными предложениями, содержащими анализ. Комментарии должны быть и описательными, и оценочными. Чем больше идей изображено на одном листе, тем легче выбрать лучшую. Учащийся может синтезировать новую идею, скомбинировав лучшие характеристики нескольких. Это проще сделать, если все идеи можно охватить одним взглядом.
Принимая решения, следует одновременно учитывать пять элементов: 1) форму; 2) назначение; 3) материал; 4) способ изготовления; 5) стоимость изготовления, а также социальные и экологические последствия. Любое решение это плод компромисса между этими пятью элементами. Оценка идей может быть качественной (учащийся пишет свои комментарий «за» и «против» рядом с каждой идеей) и количественной (каждую идею оценивают в баллах). Очень полезно учитывать мнение других людей. Для младших школьников такими «судьями» могут выступать старшеклассники.
Чтобы школьники могли оценить качество процесса проектирования, учитель задает им такие вопросы: 1. Правильно ли вы сформулировали задачу? 2. Как исследование соответствует поставленным целям? 3. Обосновали ли вы каждый из критериев? 4. Разнообразны ли были идеи? 5. Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них? 6. Достаточно ли полно проработана выбранная идея? 7. Соответствовал ли результат проработки идеи тому изделию, которое вы собирались изготовить? 8. Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше? 9. Как вы проверяли изделие? Насколько хорошо вы спланировали и использовали время? 10. Какой экономический эффект даст ваше изделие? 11. Поможет ли изделие решить экологические проблемы? 12. Что можно было бы сделать по-другому.
Критерии, которым должно удовлетворять созданное изделие тип изделия; конечный потребитель, покупатель, рынок; определение потребности; функциональное назначение; допустимые пределы стоимости; единичный экземпляр,партия, массовое производство(прототип); человеческий фактор оценка пользователя определение того, где объект будет использоваться; материалы соответствие заданным функциям, доступность, прочность; стоимость, легкость в обработке; вопросы, связанные с охраной окружающей среды; способ производства какое оборудование есть в школе, как изделие может быть изготовлено в промышленности; техника безопасности (собственная безопасность в процессе изготовления изделия, безопасность применяемых материалов и того, кто работает над проектом);
Костюм национальный – наша гордость. Красивый он, нарядный, яркий Смотрите: его украшают оборки, Орнамент золотом горит, Здесь вьюны и пайетки, бисер и нитки А в целом, какой удивительный вид!
Использованная литература: Технология Метод проектов в технологическом образовании школьников Пособие для учителя под редакцией И.А.Сасовой Москва издательский центр «Вентана Граф» 2006 г. ресурсы Yandex, rambler. Интернет ресурсы Yandex, rambler.