март 2008, Москва МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗРАБОТКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики САЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
УКРУПНЕННАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЭС
2
3
4
5
6
МОНИТОРИНГ ЭС-2020 (ВВП и энергопотребление) 7
МОНИТОРИНГ ЭС-2020 (мировые цены и экспорт) 8
МОНИТОРИНГ ЭС-2020 (добыча/производство первичных ТЭР) 9
МОНИТОРИНГ ЭС-2020 (доля газа и угля в структуре потребления первичных ТЭР) 10
МОНИТОРИНГ ЭС-2020 (резюме) 11 Несмотря на существенное изменение внешних факторов ( мировые цены и ВВП), отклонение параметров ТЭБ от прогнозных значений не превышает 5%. К 2010 и 2020 гг.эта разница дополнительно сглаживается. Нуждаются в корректировке внутренние условия развития ТЭК (ресурсная база, инвестиции, структура ТЭБ). Необходим учет корпоративных и региональных программ при формировании ЭС-2030.
перспективные взаимоотношения в системе «экономика – энергетика», приоритеты и целевые ориентиры развития внутренних энергетических рынков; глобальные процессы в энергетике, перспективы внешнего спроса на российские энергоресурсы, приоритеты и целевые ориентиры внешней энергетической политики; сценарии развития российского энергетического сектора, перспективные топливно- энергетические балансы, региональные и отраслевые ориентиры государственной энергетической политики; проблемы, цели и механизмы государственного регулирования в энергетическом секторе, «дорожная карта» важнейших мероприятий государственной энергетической политики; «дорожная карта» инновационного развития отраслей ТЭК и перехода к экологически чистой энергетике будущего; стратегические приоритеты и важнейшие программные мероприятия по развитию сырьевой базы ТЭК, нефтяного комплекса (добыча, переработка, транспорт), газовой промышленности, угольной промышленности, электроэнергетики (включая атомную), теплоснабжения; экономически обоснованное использование потенциала отраслей российской промышленности для развития ТЭК – и потенциала ТЭК для развития промышленных отраслей. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА ЭС
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ФАКТОРЫ 13 Обострение глобальной конкуренции за энергоресурсы и роль России в обеспечении ГЭБ Неустойчивость мирового энергетического рынка (цены, ресурсная обеспеченность, безопасность транзита) Опережающее развитие экономики России и требования экологической эффективности Инновационная энергетика
МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК 14 Тенденции: растущий спрос и достаточность ресурсов Рост издержек Диверсификация энергоснабжения Взаимосвязь с финансовым рынком Проблемы: Региональная не самообеспеченность и межстрановые перетоки Глобальная энергетическая безопасность Инвестиционные ресурсы Энергоэффективность и экология Борьба с энергетической бедностью Место России: Сохранение европейского рынка Растущий рынок АТР Интеграция с ЦАР Ресурсная, транспортная и моделирующая роль на глобальном рынке
ТЭК И МАКРОЭКОНОМИКА РОССИИ 15
ДИНАМИКА ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ (факт и прогноз) 16
ПРОГНОЗНЫЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС (максимальный вариант – март 2008 г.) 17 Показатели2005 год2010 год2015 год2020 год2030 год Внутреннее потребление ТЭР - всего, млн.ту.т Производство ТЭР - всего, млн.ту.т Нефть: добыча, млн.т; переработка, млн.т; экспорт, млн.т Газ: добыча, млрд. куб.м; внутреннее потребление, млрд. куб.м; экспорт (с учетом транзита), млрд. куб.м Твердое топливо: добыча, млн.т; экспорт, млн.ту.т
Преемственность по отношению к ЭС-2020 в части: - базовых принципов государственной энергетической политики; - укрупненной структуризации государственной энергетической политики, предусматривающей фиксацию ее важнейших стратегических ориентиров, основных составляющих политик и механизмов реализации; - использования содержания основных разделов ЭС-2020 в качестве отправной точки при подготовке новой редакции стратегии. Отличия от ЭС-2020: - главный рабочий принцип - управляемое и последовательное уменьшение неопределенности процесса перспективного развития энергетического сектора; - четкое разделение процессов государственного регулирования в энергетическом секторе, и процессов рыночного поведения энергетических компаний; - представление намечаемых мер, этапов, промежуточных и конечных результатов государственной энергетической политики в виде «дорожной карты» осуществления ее важнейших мероприятий; - уточнение итоговых приоритетов и ориентиров Энергетической стратегии в ходе итеративного диалога (в рамках систем «экономика – энергетика», «российский ТЭК – глобальный энергетический рынок», «государство – энергетический бизнес», «федеральные – региональные органы власти»); - построение системы опережающего мониторинга реализации стратегии (оценка не пройденного, а остающегося до цели пути – с регулярным построением и корректировкой прогнозных сценариев, уточнением мероприятий ЭС-2030). МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭС