БОЧКАРЕВА Т. В. Председатель правления АНО «Урбэкс-развитие» Директор региональных программ ЦРС «МетаКонсалтинг» IX общероссийский Форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России" - СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ экспертная панель П-12 «УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИЙ»
Проблемные моменты с неэффективной реализацией стратегий (проблемы управления): в рамках стратегического планирования не задаются требования на систему управления; разрывность текущего и стратегического управления; слабая вертикальная и горизонтальная интеграция; отсутствие координации действий разных агентов стратегирования; не взаимоувязанное задействование механизмов реализации; не системное задействование средств управления развитием. … Пути повышения эффективности управления реализацией стратегий: I модернизация процессов стратегического планирования: задействование новых методов и инструментов; запуск полноценного процесса стратегирования как подхода работы с Будущим: … II реорганизация / инноватизация процессов управления развитием: … от управления (властно- административного) к организации управления развитием
СТРАТЕГИРОВАНИЕ - не отдельное средство, а совокупность и системная стяжка средств управления РАЗ_ВИТИЕМ (не линейного представления и конструирования Будущего (во взаимосвязи с Прошлым и Настоящим) : СТРАТЕГИРОВАНИЕ: { средства управления - процесс - результат } КОНЦЕПТУИ РОВАНИЕ ПРОГНОЗИ РОВАНИЕ СЦЕНИРОВ АНИЕ МОДЕЛИРО ВАНИЕ ПРОГРАМ МИРОВА НИЕ ПРОЕКТИ РОВАНИЕ ПЛАНИРОВ АНИЕ
Оснащение сложившейся практики стратегического планирования первичными процедурами стратегирования : усилить аналитический блок разномасштабным и позиционным анализом ситуации развития ; дополнить аналитический блок обобщающим блоком с интеза внутренних и внешних факторов и ресурсов развития ; осуществлять более развернутые и углубленные процедуры целеполагания ( с различением целей и результатов) и формирование разноуровневого «дерева целей» ; процедуры прогнозирования и сценирования дополнить процедурами выявления тенденций хода процессов, внутренних и внешних и трендов развития, на основе которых определить стратегические направления развития; формировать программное и проектное «поле» на основе «дерева целей» с выделением приоритетных; сформировать совокупность механизмов реализации стратегии развития.
Идея Главная(ведущая) цель Подцели Целевые задачи Мероприятия(по этапам) Ожидаемые результаты итерации
Средства управления Элементы целеполагания: Концепция (стратегия) ПрограммыПроектыПланы Идеи Цели Направления Целевые задачи Текущие задачи (мероприятия)
задание стратегирования как полного цикла деятельности : объединение мониторинга, контроля и оценки хода реализации стратегических инициатив стратегии развития в совокупность процедур, взаимоувязанных с последующей необходимой корректировкой стратегии; разработка и использование процедур корректировки стратегии развития (или ее отдельных направлений и составляющих) - на основе достигнутых результатов в ходе выполнения программно-проектных мероприятий и оценки их выполнения, а также в связи с меняющейся внутренней и внешней ситуацией на разных уровнях. Коррек тировка Разра ботка Реали зация Оценка резуль татов
применение (в дополнение к прогнозным и экспертно- аналитическим разработкам) в той или иной мере процедур форсайта на основе совокупности методов понимания хода разного рода жизненных процессов и развертывания ситуаций; планирование реализации программно-проектных направлений стратегического хода осуществлять с применением процедур разработки «дорожных карт» и бенчмаркинга.
Формирование из разрозненных механизмов как п роцессов организации деятельности (организационно-управленческого, нормативно- правового, финансово-экономического, информационно-коммуникационного, социального партнерства и др.) взаимоувязанной системы механизмов реализации стратегии Организационно-управленческий Нормативно-правовой Финансово-экономический Инвестиционный Социального партнерства Информационно-коммуникационный НП ФЭ ИКСПм ОУм
КТОЧТО ЗАЧЕ М С КЕМ КАК КОГДА ГДЕ Организационные механизмы состоят из совокупности пошаговых процедур (рабочих процедур по реализации стратегии) Процедуры формируются из набора организационных элементов (кто, зачем, что, с кем, где, когда, как) 1.Процедуры организации системы управления реализацией стратегии развития 2.Процедуры реорганизации деятельности администрации, направленной на реализацию стратегии 3.Процедуры использования программно-проектных средств реализации стратегии 4.Процедуры организации нормативно-процессуального оформления стратегической линии в деятельности администрации 5.Процедуры организации бюджетного процесса и экономических расчетов с учетом стратегических ориентиров 6.Процедуры организации работ с агентами стратегирования по реализации стратегии 7.Процедуры организации информационно-коммуникационного пространства
процедурное взаимоувязывание средств программирования, планирования и проектирования (в том числе в рамках системы БОР и методик ДРОНДов, КИПов) в систему средств стратегического управления развитием и оценки его эффективности; разработка процедур координации деятельности разных административных структур, связанных с необходимой для реализации горизонтальной и вертикальной интеграцией стратегий и составляющих их программ и проектов (в том числе посредством современных инструментов информатизации управления); задействование разнообразных отлаженных средств партнерства ( частно-государственного, социального партнерства и др.), так и новых (например, в рамках консенсусной части процедур форсайта, а также формирования региональной технологической платформы как эффективного способа крупномасштабной управленческой соорганизации).