Методические подходы к мониторингу, оценке эффективности и аудиту реализации стратегий и государственных (муниципальных) программ Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор Центр экономического и финансового консалтинга
2 Цели мониторинга и оценки стратегий и программ CEFC Основная цель мониторинга и оценки – обеспечить своевременную коррекцию действий для достижения оптимальных результатов стратегии (программы) Насколько достигнуты цели программы (стратегии)? Достигнуты ли конечные результаты? Насколько решены задачи? Достигнуты ли результаты задач? В какой степени реализованы запланированные мероприятия? Получены ли непосредственные результаты? Насколько эффективно использованы ресурсы? АктуальностьАктуальность РИСКИРИСКИ ПОЧЕМУ?
3 Система мониторинга и оценки стратегий и программ CEFC периодичностьпериодичность результатырезультаты
4 Этапы мониторинга и оценки CEFC ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ (предварительная оценка) РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ (мониторинг, оценка, коррекция) ОКОНЧАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ (окончательная оценка, учитываемая при разработке других программ)
5 Подходы к оценке программ и стратегий Сопоставление планируемых и фактически достигаемых результатов «степень достижения результатов» Используется для оценки хода реализации и итогов стратегий (программ) Не ставит под сомнение актуальность достижения цели Может учитывать проведенную корректировку план Требует качественного планирования Сопоставление с уровнем (динамикой) результатов в других регионах (странах, сферах) «место в рейтинге» Используется при обосновании проблемной сферы стратегий и программ Позволяет сформулировать цели и задачи На динамику «места в рейтинге» существенно влияют другие участники рейтинга! CEFC
6 Уровни мониторинга и оценки CEFC Внешняя оценка (контрольно-счетные органы) Внешний мониторинг и оценка (вышестоящие органы власти) Внутренний мониторинг, оценка и аудит: мониторинг хода реализации; промежуточные оценки; проверки эффективности и результативности. Внешняя независимая (в т.ч. общественная) оценка
7 Данные для оценки программ CEFC Статистические показатели Данные ведомственной статистики и управленческого учета Опросы пользователей (получателей услуг) Экспертные оценки, фокус группы Социологические опросы Надежность данных Связь с целями, задачами и мероприятиями программы
8 Оценка стратегий и программ: условия успеха Качество планирования –Связь целевых индикаторов с целями и программными мероприятиями –Планирование результатов с периодичностью, предусматриваемой в целях последующего мониторинга и оценки Значения индикаторов целей – ежегодно; Значения показателей непосредственных результатов – ежеквартально (ежемесячно) Адекватность детализации при планировании для нужд последующего мониторинга и оценки –Необходимая и достаточная детализация Адекватность периодичности системы мониторинга и оценки мероприятиям программы и срокам принятия решений о коррекции –Для проектов по модернизации актуален ежемесячный мониторинг, а оценка конечных результатов в сфере образования возможна только на ежегодной основе Надежность данных, используемых при оценке –Желательно использовать различные данные (комбинация количественных и качественных показателей) Прикладное значение оценки –Что происходит? –Кто виноват? –Что делать? CEFC
9 Международный опыт: если не достигнуты целевые значения показателей программы … CEFC
10 Международный опыт: если не достигнуты целевые значения показателей программы CEFC
Спасибо за внимание!