Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ
2 Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути. А.С. Макаренко
3 Диагностико-аналитический компонент критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
4 Диагностико-аналитический компонент «Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности.
Анкетирование отношения учащихся к классному руководителю Интересно ли тебе на классных часах? Помогает ли тебе классный руководитель? Обращаешься ли ты к классному руководителю, если тебе что-то непонятно? Стараешься ли ты вести себя так, что бы получить одобрение классного руководителя? Водит ли вас классный руководитель на экскурсию? Разъясняет ли вам классный руководитель как готовить домашнее задание? Помогает ли тебе классный руководитель разобраться в ссоре с одноклассниками? Хотел(а) ли бы ты другого классного руководителя? Нравиться ли тебе в твоём классе?
Результаты анкетирования отношения к классному руководителю учащихся 3 б класса Вывод: учитель помогает детям справляться с трудностями, обращает внимание родителей на особенности детей, советуется с родителями. Дети с желанием идут на занятия.
Анкетирование отношения родителей к классному руководителю Удовлетворены ли вы качеством воспитательной работы в классе? Помогает ли классный руководитель справляться вашему ребенку с возникающими трудностями? Обращает ли классный руководитель внимание на особенности вашего ребенка? Водит ли классный руководитель ваших детей на экскурсии? Дает ли классный руководитель вам рекомендации по выполнении домашнего задания? Помогает ли классный руководитель разобраться детям в их конфликтах? Советуетесь ли вы с классным руководителем по вопросам обучения и воспитания? Хотели вы бы другого классного руководителя?
Результаты анкетирования отношения к классному руководителю родителей учащихся 3б класса Вывод: родителей учащихся удовлетворяет работа учителя как предметника и как классного руководителя. Они советуются с учителем, регулярно посещают родительские собрания, помогают ему при проведении классных мероприятий.
9 Диагностико-аналитический компонент В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики, как: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся, методики других авторов; методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»; тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина; методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова.
Основные направления деятельности Задачи деятельностиСредства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сформированности классного коллектива. 3. Вовлечение в жизнедеятельность классной общности родителей и учителей. 4. Определить эффективность учебно- воспитательного процесса 1. Анкетирование, 2. Мастерская общения 3. Изучение сформированности коллектива 4. Смотр сочинений 5. Тесты и др. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельност и классного сообщества 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды. 1. Организационно- деятельностная игра « Развитие личности младшего школьника » 2. Игра « Есть корабль, где все капитаны », 3. вечер « Мир моих увлечений », и др. Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества 1. Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра « Узнай свое поручение ». 2. « Разговор при свечах », и др.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы» А.С. Макаренко