Индия и Китай а древности 1.Древняя Индия. Ведический период 2.Возникновение буддизма 3.Древний Китай первые государства 4. Конфуцианство и даосизм 5.Основные черты исторического развития Древнего Востока 6.Осевое время
1. Древняя Индия. Ведический период Самые ранние очаги индийской цивилизации – в 3 тыс. до н.э. в долинах рек Инд и Ганг Древнейшая из них – Хараппская цивилизация Ее создатели – земледельцы Хараппские города были центрами торговли Имели связи с Месопотамией Погибла в нач. 2 тыс. до н.э.
С середины 2 тыс. до н.э. – проникновение в Индию арийских племен Древнейшая форма их языка – санскрит (язык индоариев) К основам этого языка относятся : греческий, латинский,германские, романские и славянские языки
Арии – носители высокоразвитой культуры Использовали плуг, сооружали ирригационные системы, выплавляли металлы, были хорошими ремесленниками Правители – верховные распорядители общественного богатства Их власть ограничена советами старейшин Особое влияние – у жрецов ( брахманов: хранителей ритуально-мифологической памяти; осуществляли связь народа с богами) Кшатрии – воины, защитники, особый слой аристократии
При индоариях сложилась жестокая системе варн ( варна – цвет, вид, разряд) Система варн: -Брахманы -Кшатрии(воины) -Вайшья (рядовые общинники, ремесленники) Эти три варны состояли из индоевропейцев, их называли дважды рожденными ( проходили обряд вхождения в варну, после чего человек мог продолжать дело отцов)
Низшей варной были шудры ( неполноправные): -Состояла из местного населения -Подчинялись ариям Деление общества на варны освящалось религией
Религия этой эпохи – ведизм Главные священные тексты индоариев – Веды ( от слова «ведать», т.е знать) Самый древний сборник гимнов богам – Ригведа Ведизм – политеистическая религия ( поклонялись многим богам) Богов представляли в антропоморфном виде ( в облике людей)
Главный бог – Индра (громовержец, воин) Почитался бог огня Агни Бог Варуна – хранитель мирового порядка Существует много общего в религиях и путях формирования многих народов
На смену ведической религии пришел брахманизм: -Развивал многие идеи ведизма -Политеистическая религия -Обосновывал деление общества на варны -Предписывал выполнение дхармы – правил и образа жизни, установленных богами -Характерно представление о переселении душ и карме ( определяла судюбу человека в последующих перерождениях)
В середине 1 тыс. до н.э. в Северной индии существовало около полутора десятков государств Почти все они – монархии с наследственной властью Но были государства олигархического типа По типу правления это были древневосточные деспотии
В 4 в. До н.э. возникла крупная империя Маурьев ( просуществовала два века): -Хороший управленческий аппарат -Существовало общинное, «должностное», воинское и храмово-жреческое земледелие -Верховная собственность на землю – в руках царя -Обрабатывали эти земли крестьяне-арендаторы -Система налогов, которые выплачивали крестьяне- общинники -При последнем императоре династии Маурьев Ашоке была осуществлена кодификация права
2. Возникновение буддизма Возник в 4 в. до н.э. Основатель – Гаутама ( сын царя) Увидев страдания в мире, посвятил себя поискам истины и изьавленя от страданий Через 7 лет отшельничества на него снизошло просветление Он обрел имя Будда (Просветленный) У него появились ученики-последователи
Будда учил: -Жизнь есть зло, несущее страдания -Любое желание не может осуществиться по- настоящему -Неосуществленное желание порождает новые страдания -Причина страданий – в привязанности людей к земному миру, его радостям и благам, которые оказываются иллюзией -Страдания приводят к ужасным перерождениям в следующих жизнях
Чтобы обрести спасение нужно: -Вырваться из круговорота бытия -Отказаться от всех желаний -Вести праведную жизнь, направленную на преодоление жажды жизни вообще -Отказаться от всех привязанностей и даже от собственного «я» Полная отрешенность от всего позволит избранным достичь блаженного состояния - нирваны
Буддизм быстро распространялся в Древней Индии Однако индийцы вернулись к традиционной религии – брахманизму Буддизм же распространился в Китае, Японии и Юго-Восточной Азии
3. Древний Китай. Первые государства Начало древнекитайской цивилизации – 3-2 тыс. до н.э. В долине реки Хуанхе Речная цивилизация ( как Египет, Месопотамия) Первые государства: Шан, Чжоу,Цинь
Государство Шан: -Во главе – царь жрец -Его власть была ограничена народным собранием и советом знати -Он имел войско для защиты государства -Было имущественное расслоение, патриархальное рабство
Государство Чжоу: -Преемник Шан -Небо – высшее божество -Правитель – сын неба, поэтому царство стало называться Поднебесным -Считалось, что правитель наделен магической силой, делающей его посредником между Небом и людьми
Наряду с царством Чжоу существовало множество мелких государств Это – «срединные царства», признававшие лидерство Чжоу ( расположены в среднем течении Хуанхе на Великой Китайской равнине) Превосходство «срединных царств» над всеми остальными, которых чжоусцы считали варварами
В середине 1 тыс. до н.э. от 200 государств осталось менее 30 Поэтому 5 – н. 3 в. До н.э. – это эпоха «борющихся царств» (Чжаньго) Семь государств боролись за господство в стране В это время : появились города с миллионным населением, развивались торговля и ремесло, осваивалась плавка железа
Государство Цинь: -Возникло в 221 г. до н.э. -Подчинило себе всю территорию «борющихся царств» -Централизованное военно- бюрократическое управление -Император Цинь Шихуан установил террор -Строил Великую Китайскую стену, дворцы
-Народ платил огромные налоги -Императора все ненавидели -После смерти императора – восстание против центральной власти -Вождь Лю Бан стал основателем новой династии Хань -Империя Хань просуществовала более четырех веков -Это время консолидации древнекитайской народности ( сегодня китайцы называют себя ханьцами)
4. Конфуцианство и даосизм Эпоха Чжаньго считается «классической» в истории духовной культуры Древнего Китая Это время расцвета философской мысли Время распространения конфуцианства, даосизма Ценились красноречие и глубина познаний Существовало множество школ Развивались науки
В 6-5 вв. до н.э. пробудился интерес к обсуждению религиозных и идейных основ существования государства, общества, жизни человека Появляются учения, повлиявшие на историю страны Определяющая доктрина – учение Конфуция Конфуцианство образовало этико-правовой каркас китайского общества, сохранившийся до наших дней
Конфуций: -подчеркивал, что излагает установления древности и ничего не сочиняет -Человеческая жизнь – непрекращающийся процесс учения и воспитания
Лао Цзы (4 в. до н.э.): -Предложил мистическое обоснование существования мирв и жизни человека -Центральная идея его учения – «дао» ( путь), являющийся сущностью и первопричиной мира -Даосы разработали систему методов достижения сущности «дао», включающую особый характер питания, тренировку тела, отношение к любви
5. Основные черты исторического развития Древнего Востока Древний Восток охватывает территории двух континентов – Азии и Северной Африки Это – цивилизационное понятие Здесь возникли первые государства Их общие черты: - Устойчивость основ экономики, носившей традиционалистический характер
-Неразрывная связь собственности и власти -Сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти -Существование государства в форме деспотии -Отсутствие личной свободы -Важная роль общины в хозяйственной жизни -Существование сильных коллективистских начал -Духовные устремления людей определялись религией и мифом
6. Осевое время Подъемы в развитии древности возникали почти одновременно в разных огромного восточного мира Период – 800 – 200 г. до н.э. называют «осевым временем» В это время проповедовал Зороастр, основатель зороастризма – одной из основных религий Древней Персии, оказавший влияние на христианство и ислам
В Китае и Индии были были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма и нигилизма В Палестине выступили библейские пророки Илия, Исайя, Иеремия, Даниил и др., которые предвосхищали появление Спасителя В Греции – это время великого поэта Гомера, ионийской философии, мыслителей Гераклита, Платона, Аристотеля
Произошел исход из мифологической эпохи Зарождение рационального мышления Создание в духовно-культурном виде человека, который сохранился до настоящего времени