Исследовательская работа по декоративно- прикладному искусству Программа элективного курса
2 Проблема Для решения профессиональных задач в современных условиях необходим творческий подход, базирующийся на проектно-исследовательской деятельности. В связи с этим перед российской школой возникла актуальная проблема – сформировать у учащихся творческие способности через осуществление проектно – исследовательской деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Цель спецкурса Формирование у учащихся основ проектно- исследовательской деятельности через ее осуществление средствами народного декоративно-прикладного искусства.
3 Основные учебно-воспитательные задачи курса обучить последовательности осуществления проектно- исследовательской деятельности; способствовать развитию научно-исследовательской деятельности учащихся; ввести учащихся в мир народного декоративно-прикладного искусства; раскрыть творческий потенциал учащихся; развить эстетический вкус у учащихся; предоставить ученику возможность реализовать свои знания в исследовательской и практической деятельности при выполнении работы; воспитывать положительное эмоционально-эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.
4 Тематическое планирование курса 1. Введение. Что значит исследовательская работа? 2. План, тезисы, конспект – важные средства организации умственного труда. 3. Структура исследовательской работы по декоративно-прикладному искусству. 4. Категориальный аппарат исследовательской работы. Актуальность. 5. Цель, объект, предмет исследования. 6. Гипотеза исследования. 7. Задачи исследования. 8. Методы исследования. 9. Практическая значимость исследования. 10. Формулирование темы исследовательской работы. 11. Выполнение проектно-исследовательской работы Составление категориального аппарата исследования Изучение информационных источников по теме исследования Написание реферата по теме исследования Разработка проекта изделия Выполнение исследовательской работы по индивидуальному плану ученика. 12. Оформление работы. 13. Защита исследовательской работы.
5 Требования к уровню подготовки учащихся знать алгоритм проектно–исследовательской деятельности, этапы работы; уметь составлять категориальный аппарат исследования; уметь пользоваться и отбирать необходимые информационные источники по теме исследования; уметь различать виды народного декоративно-прикладного искусства и особенности выполнения изделий; владеть терминологией исследовательской деятельности; оценивать собственную деятельность. Методические рекомендации
6 Виды научных текстов Важное средство организации умственного труда: 1. план; 2. тезисы; 3. конспекты. Письменные тексты научного: стиля 1. реферат; 2. рицензия; 3. статья и т.д.;
7 Схема исследовательской работы
8 Структура и содержание исследовательской работы Введение изложение актуальности темы; определение цели, задач; перечисление этапов работы и методов её выполнения. Основная часть (обычно включает 2 – 3 главы) 1-я - изложение краткой истории исследуемой проблемы; 2-я - описание хода ОЭР (если таковая есть) и её содержания; 3-я - анализ и обобщение результатов эксперимента. Наличие вывода в каждой главе. Заключение обобщение результатов работы: общие выводы и рекомендации.
9 Виды рефератов по полноте изложения: информативные. по полноте изложения: информативные. по количеству реферируемых источников: монографические; обзорные. по количеству реферируемых источников: монографические; обзорные. по читательскому назначению: общие; специализированные. по читательскому назначению: общие; специализированные. по составителям: авторефераты; рефераты. по составителям: авторефераты; рефераты. Основные части реферата: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение. IV. Список литературы. V. Приложение.
10 Этапы работы над рефератом 1. Выбор проблемы. 2. Изучение источников. 3. Составление библиографии. 4. Конспектирование. 5. Систематизация. 6. Корректировка. 7. Составление плана. 8. Написание реферата. 9. Самоанализ. 10. Проверка. 11. Оформление реферата. Критерии оценки реферата Новизна. Новизна. Раскрытие проблемы. Раскрытие проблемы. Обоснованность выбора. Обоснованность выбора. Оформление. Оформление.
11 Банк исследовательских работ для учащихся 1. Культура кумандинского народа. 2. Казахский национальный костюм. 3. Культурное наследие алтайских наров. 4. Проектирование интерьеров общественных помещений (школьная столовая, актовый зал гимназии, группа продленного дня – зона отдыха). 5. Создание современного костюма с использованием алтайского орнамента. 6. Урало-Сибирская роспись в современном интерьере. 7. Казахское народное искусство. 8. Возрождение древней техники и технологии филейной вышивки. 9. История и современные тенденции развития архитектуры города Бийска (рубеж XIX – XX веков – конец XX века). 10. Использование нетрадиционных способов декоративной отделки одежды. 11. Народные традиции в современном декоративно-прикладном искусстве. 12. Народные промыслы Алтайского края. 13. Обучение рукоделию в учебных заведениях дореволюционного Бийска. 14. Мастера декоративно-прикладного искусства современного Бийска. 15. Сохранение традиций декоративно-прикладного искусства многонациональных народов Алтая.
12 Презентацию программы элективного курса«Исследовательская работа по декоративно-прикладному искусству» подготовила учитель изобразительного искусства МОУ гимназия 11 г. Бийск Выборнова Елена Викторовна