Почему ГИА 9? Н.А.Нефедова, заведующая методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженный учитель РФ.
Почему ГИА 9? Главная трудность, с которой сталкиваются школьники и их родители (да и учителя тоже), заключается, с нашей точки зрения, в непонимании того, почему экзамен сдаётся в новой форме, почему экзаменационная работа имеет такое содержание и почему состоит из таких заданий.
Почему это трудность? Потому что непонимание сути и (или) неприятие новой формы экзамена, отношение к ней как к очередной придумке взрослых от педагогики мешает сосредоточиться на главном: не противиться экзамену в новой форме, а постараться как можно лучше к нему подготовиться.
Почему ГИА 9? Ответ простой: содержание экзаменационных испытаний на этапе окончания основной школы обучения должно быть приведено в соответствие с такими требованиями, которые ставит перед человеком сама жизнь и общество, в котором он живёт; с установками личности на социальную адаптацию и личностное самовыражение.
Как интересы личности (социальная адаптация и личностное самовыражение) реализованы в экзаменационной работе?
В структуре экзаменационной работы Экзаменационная работа в новой форме состоит из 3-х частей, так как проверка освоения школьниками программы русского языка в основной школе (5-9 классы) осуществляется комплексно: проверяются не только знания выпускника о языке и речи, но и его умения применить знания в самостоятельной деятельности – в процессе написания собственного текста.
Почему комплексно? Потому что общение человека на любом языке – результат комплекса его знаний об этом языке и умений этими знаниями пользоваться.
Часть 1 Часть 1 экзаменационной работы проверяет умение девятиклассника определять на слух главную информацию чужого высказывания, логику развития мысли в этом высказывании и его структуру. По результатам своей работы ученик пишет свой текст, который создаётся им на основе услышанного (исходного) как сжатое изложение.
Метапредметное умение Составители контрольных материалов оценивают умение человека извлекать не всю, а только главную информацию из текстов в постоянно расширяющемся информационном пространстве (телевидение, интернет, социальное общение) как одно из основных умений для получения человеком образования и его успешной социализации в обществе. Это так называемое метапредметное умение.
Часть 2 Часть 2 проверяет сформированность предметных знаний и умений как результат пятилетнего изучения курса русского языка в школе. Но теоретические знания, как справедливо утверждают разработчики экзаменационных материалов, не являются целью изучения предмета в школе – они являются инструментом, использование которого поможет ученику в будущем успешно владеть языком, чтобы больше знать о мире (язык – средство познания мира) и реализовать себя в жизни (язык – способ самовыражения личности).
Часть 3 Часть 3 экзаменационной работы – самая сложная: ученик должен написать самостоятельное сочинение. Какую бы тему ученик ни выбрал, ему необходимо объяснить смысл предложенного текста (фрагмента), доказать свою точку зрения, приводя примеры-аргументы из текста, и оформить сочинение в соответствии с нормами языка и речи, установленными в русском языке.
Это задание выполнить действительно трудно, но необходимо, потому что все мы каждый день и практически каждый час, общаясь с людьми в устной или письменной форме, порождаем короткие или развёрнутые высказывания. Вступая в общение, мы очень хотим, чтобы нас поняли; часто мы хотим в чём-то обязательно убедить собеседника, а для этого надо правильно строить речь, делать её понятной и выразительной.
Именно поэтому на экзамене предлагается задание написать сочинение-рассуждение: заканчивая основную школу, выпускник демонстрирует свою способность вступать с людьми в полноценный диалог. Спасибо за внимание!