Оюн А.С. Руководитель РИОЦ при ГЛ РТ
Идеология контентной фильтрации - не запрещать, а защищать юного пользователя от агрессивной, а часто и незаконной информации, распространяемой в сети Интернет
Правовая База организации контентной фильтрации Закон «Об образовании» ФЗ 124 от «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ФЗ 149 от «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ФЗ 436 от «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Примерный перечень документов для организации внутришкольной фильтрации контента Типовые правила использования Интернет в образовательном учреждении; Приказ «Об организации мероприятий по реализации контентной фильтрации доступа ОУ к сети Интернет» (Приказ «О внедрении контентной фильтрации» (Совет или Отвественные) Приказ о назначении ответственного за точку доступа (или Приказ об разграничении ответственностей за контентную фильтрацию веб-трафика); Приказ + Инструкция о порядке работы и ответственности пользователей за нарушение правил работы в Интернет (для учителей и учеников); График работы точки доступа; Журнал учета работы пользователей в сети Интернет,
Приемы организации контент - фильтрации в школе Фильтрация с помощью настроек безопасности браузера Фильтрация с помощью антивирусных программ Фильтрация с применением СКФ Фильтрация с применением Интернет Цензора Фильтрация с применением NetPolice Фильтрация с помощью DNS
Концепция фильтрации веб-трафика в ОУ Для повышения безопасности в сети Интернет рекомендуется: Отказаться от использования в Windows браузера Internet Explorer в пользу альтернативного браузера Mozilla Firefox. Во всех браузерах отключить воспроизведение видео, звука, Java и Java – скриптов Включить запрет на блокирование незапрашиваемых окон в браузерах Установить на всех компьютерах единую стартовую страницу – поисковик на выбор В поисковике, в настройках поиска, включить максимальную защиту Обязательно: Изучить и принять к сведению информацию, касающуюся фильтрации информации из федеральных законов: 124-ФЗ от «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 149-ФЗ от «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», 436-ФЗ от «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Разработать и утвердить внутри школы следующую документацию: Приказ о порядке работы и ответственности пользователей за нарушение правил работы в Интернет; Приказ о назначении ответственного за точку доступа (или Приказ об разграничении ответственностей за контентную фильтрацию веб-трафика); График работы точки доступа; Журнал учета работы пользователей в сети Интернет, Инструктажи о порядке работы в сети Интернет для учителей и учеников. На сервере школы (если он отсутствует тогда на каждую рабочую станцию) установить DNS фильтр: поменять DNS сервер на значения и на Поставить на все машины, подключенные к сети Интернет, программу контент- фильтрации (СКФ, NetPolice, Интернет Цензор и др.)
(англ. content содержание) любое информационное наполнение чего-либо (картинки, текст, видеоролики и т.д.). По отношению к сети Интернет обычно имеют в виду контент сайта, т.е. всё, что предстаёт перед глазами пользователя, что он может почитать, посмотреть или послушать.контент сайта Контент
устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.программное обеспечение сайтовИнтернет Контент фильтр
Сегодня существует масса программных и технических средств фильтрации контента сети Интернет: Интернет цензор Squid Net Police Internet Filter DansGuardian и др. Средства контент фильтрации (СКФ)
Интернет Цензор
NetPolice
DNS фильтрация
Способы контент фильтрации
Первый способ, несомненно, очень трудоемок и усложняет процесс администрирования программы контентной фильтрации, так как контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом ПК. Способ 1. Локально на каждом персональном компьютере (Схема локальной сети образовательного учреждения без использования контролируемого доступа в сеть Интернет)
Способ 2. Программа-фильтр устанавливается на компьютере, контролирующему доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров школы, входящих в локальную сеть образовательного учреждения. Второй способ требует от системного администратора более высокого уровня квалификации, так как он подразумевает администрирование школьного сервера. Но при таком способе организации контроля доступа к ресурсам сети Интернет ни одна машина не может миновать программу-фильтр, установленную на сервере. Также контролировать список доступных или запрещенных ресурсов нужно в единственном числе. (Схема локальной сети образовательного учреждения с использованием контролируемого доступа в сеть Интернет)
Спасибо за внимание Республиканский информационно-образовательный центр при ГЛРТ 2012г.