ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ как средство развития исследовательской деятельности у учащихся Широкова Н.П.-учитель физики МБОУ СОШ 1 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ как средство развития исследовательской деятельности у учащихся Широкова Н.П.-учитель физики МБОУ СОШ 1
Современный мир уходит от жесткой автономии в системах образования, востребованы новые способы взаимодействия, обеспечивающие продуктивный разноуровневый диалог и сотрудничество и они обеспечивают гарантированное достижение ожидаемых социальных эффектов в сжатые сроки
История человечества – нескончаемая череда проблемных ситуаций, которые пришлось и приходится решать человеку. Именно этот процесс сотворил человека. Деятельность человека во многом сопряжена с творчеством, развитие которого наиболее успешно происходит в процессе исследовательской деятельности.
Актуализируется проблемное, ситуативное образование.
Проблемное обучение – форма (метод, технология) организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский, развивающий характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний (по основным закономерностям) рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход и его практическое воплощение обеспечивают: мотивацию на высоком уровне активности; мотивацию на высоком уровне активности; самостоятельность мышления учащихся; самостоятельность мышления учащихся; изучение нового материала с учетом обозначенных условий.
Принцип проблемного обучения – проблемность преподнесения материала и организации его изучения обучаемыми.
Методом проблемного обучения является проблемная задача (задание) или ситуация, требующие актуализации универсальных (общеучебных) умений, знаний, способностей и ценностных установокМетодом проблемного обучения является проблемная задача (задание) или ситуация, требующие актуализации универсальных (общеучебных) умений, знаний, способностей и ценностных установок
В проблемном обучении проблемные задачи и проблемные ситуации придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер, а процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных заданий. Для успешного решения проблемных заданий, задач и ситуаций необходимо научить учащихся выделять, формулировать проблему, рассматривать ее с разных сторон и проектировать предположение (гипотезу) ее решения
Цель проблемного обучения – способствовать развитию креативного мышления учащихся и учителя. В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форма активного обучения. В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные задания, ситуации в форме познавательной (проблемной) задачи.
10 Процедурные элементы технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций; 2) обучение учащихся в процессе решения проблемных ситуаций и задач; 3) сочетание поисковой, исследовательской видов деятельности и освоения знаний в готовом виде; 4) применение и интерпретация знаний, умений в процессе образования и обыденной жизни.
Особенность проблемного обучения – наличие проблемной ситуации, которой должно соответствовать содержание учебного материала. Иными словами, новый материал следует конструировать и преподносить как логическую цепь проблемных ситуаций и заданий. Проблемные ситуации при этом могут быть разными по уровню трудности и степени сложности.Особенность проблемного обучения – наличие проблемной ситуации, которой должно соответствовать содержание учебного материала. Иными словами, новый материал следует конструировать и преподносить как логическую цепь проблемных ситуаций и заданий. Проблемные ситуации при этом могут быть разными по уровню трудности и степени сложности.
Проблемное обучение достигает желаемого педагогического результата, если оно спланировано как технология
Признаки технологии проблемного обучения: Проблемное преподнесение учебного материала, организация его изучения; Наличие логически взаимосвязанных проблемных заданий, ситуаций; Высокий уровень проблемной мотивации; Высокая активность учащихся и интенсификация их учебной деятельности; Личностный подход к обучению учащихся с целью усиления у них мотивации на поиск решения проблемного задания.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить практическое или теоретическое задание, несущее в себе противоречие, и его выполнение потребует открытия новых знаний и их самооценки, овладения новыми умениями, рефлексией. В тексте проблемной ситуации должно содержаться противоречие, порождающее соответствующую противоречивость отношений и последующих действий. Неизвестное противоречивое знание представляет собой некую закономерность, общий способ действия или некоторые условия выполнения действия. Одна проблемная ситуация может включать несколько типов заданий.
Процесс поиска решения обучающимся должен быть мотивированным. Ситуация должна основываться на актуальный уровень развития обучающихся. Проблематизация предшествует началу изучения учебного материала. В качестве проблемного задания могут выступать: учебная задача; вопрос, практическое задание.
Нельзя отождествлять проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может создать проблемную ситуацию только при определенных условиях. Подобным примером может служить поиск ответа на проблемное задание с помощью «мозгового штурма», в ходе которого возникает проблемная ситуация. Именно она может стать, допустим, эпизодом занятия, урока, темой проекта и т.п.
Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения. К «+» можно отнести: Высокий уровень мотивации; Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала; Развитие продуктивного мышления; Развитие критического мышления; Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; Формирование активной личности.
К «-» можно отнести: Сложность подготовки к занятию; Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся; Требует больше времени на достижение цели урока.