Государственно-частные партнерства Опыт Венгрии 8-я ежегодная встреча старших должностных лиц в области бюджетной политики стран центральной, восточной и юго-восточной Европы Талин, июня, 2012 | Балазш Ромхани i
Использование государственно-частных партнерств в Венгрии (вступление в ЕС – система финансовой ответственности) В основном на уровне центрального правительства Области применения: – Платные дороги – Концертный зал Будапешта – Студенческие аудитории и другие университетские здания – Спортивные сооружения – Тюрьмы Текущие ежегодные взносы : ~0,4 % от ВВП
Цели использования государственно-частных партнерств в Венгрии Обход статистических правил ESA95 (урегулирование краткосрочных политических конфликтов за счет будущих поколений) Закрепление правительственного участия в гражданско-правовых договорах в целях обеспечения содержания учреждений
Опыт работы и сложности с государственно- частными партнерствами Частный сектор был «крайне активен» До сих пор не существует общепринятой методологии подсчета сравнения специальных активов в государственном секторе Политики трактуют государственно-частные партнерства как расширение налогово- бюджетного пространства
Оценка венгерской системы с точки зрения принципов передовой практики ОЭСР Создание понятной, предсказуемой и легитимной институциональной системы, управляемой компетентными и обеспеченными ресурсами властями». Был создан межминистерский комитет для проведения предварительной оценки проектов государственно-частных партнерств. В основном использовался как политический инструмент Европейские правила статистического учета недостаточно четкие
Оценка венгерской системы с точки зрения принципов передовой практики ОЭСР Отбор государственно-частных партнерств должен исходить из принципа получения максимальной выгоды из затраченных средств Без системы сравнения в государственном секторе и проверенных исходных параметров принцип получения максимальной «выгоды из затраченных средств» даже не ставился. Например, студенческие аудитории могли полностью обойти комитет в случае, если контракт соответствовал некоторым заранее установленным правилам
Основные принципы передовой практики Прозрачное использование бюджетного процесса в целях минимизации рисков в налогово-бюджетной сфере и обеспечения целостности процесса закупок Закон о фискальной ответственности ( ): - счет инвестиционной части в течение инвестиционного периода, - новые проекты не начинались в течение г. Многие контракты по государственно-частным партнерствам держатся в секрете В Венгрии государственно-частные партнерства – синоним дорогих бюджетных ухищрений
Благодарю за внимание!