© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION Взаимоотношения между внешним аудитом, внутренним аудитом и финансовой инспекцией Йоп Фролийк, OECD/Sigma Пленарное заседание IA CoP PEMPAL Будапешт, 18 июня 2012г.
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION Содержание 1. Функция аудита в Государственном секторе 2. Ключевые элементы функции внешнего аудита, внутреннего аудита и финансовой инспекции 3. Координация и сотрудничество между внутренним и внешним аудитом 4. Практика в Европе 5. Заключения
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 1.Функция аудита в государственном секторе Функция аудита укрепляет государственное управление, обеспечивая подотчетность и защищая ключевые ценности правительстваобеспечивая возможность для менеджеров и официальных лиц оказывать государственные услуги прозрачно, справедливо, и честно
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 2.1. Ключевые элементы внешнего аудита l Основан на конституционном законе l Функции гарантии качества и консультативные, чтобы помочь Национальной Ассамблее требовать от правительства подотчетности l Функционально, операционно и финансово независимый от Национальной Ассамблеи и правительства l Не выполняет операционной или контролирующей правительственной деятельности l Оценивает адекватность операций правительства путем: – регулярных аудитов, аудитов на соответствие; аудитов эффективности; аудитов IT, и т.д. l Дает рекомендации по улучшению правительственной системы в интересах налогоплательщика l Отчитывается непосредственно перед национальной Ассамблеей и правительством l Применяются самые высокие стандарты профессионализма, конфиденциальности, непредвзятости, объективности, добросовестности
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 2.2. Ключевые элементы внутреннего аудита l На основе Закона или вторичного законодательства с четким мандатом l Функции гарантии качества и консультативные функции помогают менеджеру выполнять свои обязанности l Функционально и операционно не зависит от руководства l Не выполняет руководящих или контролирующих действий l Оценивает адекватность внутренней системы путем: Аудита соответствия; аудита эффективности;аудита IT l Предоставляет рекомендации по улучшению системы: защищает руководство от финансовых исправлений (например финансовой инспекции) l Неограниченный доступ к собственности и записям сотрудников l Отчитывается непосредственно перед высшим руководством l Применяются наивысшие стандарты профессионализма, конфиденциальности, непредвзятости, объективности, добросовестности
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 2.3 Ключевые элементы финансовой инспекции (B) l Основана на законе или вторичном законодательстве l Финансовые проверки по факту (Ex post) на соответствие закону всех государственных организаций и государственных компаний l Работа основана на транзакции l Исправляет/наказывает за ошибки людей и организации и пытается обеспечить возмещение ущерба l Нет процедуры оспаривания l Штрафы в случаях административных нарушений, определенные в законах l Отчитывается перед Министерством финансов l Посылает копии отчетов в офис прокурора при необходимости
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 2.4 Финансовая инспекция и внутренний аудит Финансовая инспекция l Проверки по факту (ex-post) – в основном да/нет (соответствие закону) l Извне (а внутри исполнительный филиал финансовой деятельности l Упор на сделках l Направлена на обнаружение нарушений и наложение санкций l Проверка прошлой деятельности с упором на наказание – применять финансовую и бюджетную дисциплину l НЕТ международных стандартов l Нет операционных, а только задачи контроля Внутренний аудит l Оценка ex-post и консультации l Изнутри министерства l Всех видов деятельности l Сосредоточивает внимание на системах l Направлен на оценку функционирования систем и рекомендации улучшений l Обзор текущей и прошлой ситуации, но упор на будущей – для поддержки руководства l Использование международных стандартов (IIA) l Нет операционных или контрольных задач
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 2.5 Финансовая инспекция и внешний аудит Финансовая инспекция l Проверки ex-post – в основном да/нет (соблюдение закона) l Вне Минфина, но внутри исполнительной власти l Финансовой деятельности l С упором на сделки l Направлена на обнаружение нарушений и наложение штрафных санкций l Проверка прошлого с упором на наказание – установление финансовой и бюджетной дисциплины l НЕТ международных стандартов l Нет операционных задач, но есть контрольные задачи Внешний аудит l Сертификация счетов ex- post, соответствие законам и VFM l Вне исполнительной власти (независимый!) l Всех видов деятельности l Упор на системах, результатах и цифрах l Направлен на предоставлении гарантии по поводу надежности счетов, соответствии и VFM l Рассмотрение текущей ситуации с упором на будущее для поддержки NA удержании правительства подотчетным l Использование международных стандартов (ISSAI) l Нет операционных задач или задач контроля
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 3.1 Координация и сотрудничество внешнего аудита и внутреннего аудита. Почему? l Взаимный интерес к сотрудничеству Предотвратить наложение и дублирование Сократить время работы сотрудников по аудиту l Более широкая перспектива:создание общей культуры по аудиту в государственном секторе l Заинтересованность высшего органа по аудиту SAI в развитии (независимости) профессии IA l Влияние на общее развитие внутреннего контроля в операциях Правительства
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 3.2 Предварительные условия результативного сотрудничества l Эффективное существование внутреннего и внешнего аудита l Прочная основа, предпочтительно законодательная l Координация и сотрудничество должны быть основаны на взаимном уважении и добросовестности l Требования: Обязательства, Консультации, Доверие l Независимость Высшего органа по аудиту иногда является барьером, но необходимы поддерживающие SAI
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 3.3 Возможности сотрудничества подразделений Высшего органа по аудиту и внутреннего аудита 3.3 Возможности сотрудничества подразделений Высшего органа по аудиту и внутреннего аудита Основные области сотрудничества l SAI проводит рассмотрение работы IA, чтобы можно было полагаться на его работу Обмен планированием и координация деятельности по аудиту, имеющая дополнительную выгоду эффективности в отношении затрат. Измерение и оценка эффективности системы PIFC и соответствие законам и подзаконным актам по внутреннему аудиту Дополнительные области l Регулярные заседания для обмена информацией Консультации по задачам, стратегии и деятельности по аудиту Обмен экспертизой и обмен сотрудниками Шанс работать в совместных командах по аудиту (Региональные организации)
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 3.3 Возможность сотрудничества между SAI и CHU Основные области сотрудничества l Разработка методологии, стандартов и определений, общего понимания и терминологии для FMC и IA l Оценка последствий для аудита при введении новых систем/ новых инициатив Правительства Дополнительные области сотрудничества l Регулярные заседания для обмена информацией Консультации по задачам, стратегиям и деятельности Тестирование программ ИТ Общие образовательные программы Обмен сотрудниками и результатами экспертизы Интерес SAI в правильном функционировании CHU l Поддержка и развитие объемов внутреннего аудита l Признание рисков, с которыми сталкивается CHU (статус, противодействия, а также нехватка штата и других ресурсов)
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 4. Практика в Европе Все SAI проводят мониторинг развития IA AG моделируют SAI l Закон по SAI: Чешская республика, Нидерланды, Болгария lФормальное соглашение: SAI-Минфин: Польша, Болгария, Румыния lSAI полагается на работу внутреннего аудита: Дания, Эстония, Нидерланды, Великобритания lПланирование: Ирландия, Дания lМетодологическая поддержка CHU/Минфина: Чешская Республика, Эстония, Нидерланды, Польша, Великобритания lОбучение: Чешская Республика, Эстония, Словения lПодчиненность: Эстония, Нидерланды Суд моделирует SAI l Переход инспекции во внутренний аудит: Франция. l Аудит а priori: Бельгия, Греция, Испания, Италия, CC и потенциальный CC: l IA в начале пути, SAI более развиты: нет взаимного уважения l Нет сотрудничества, а только конкуренция!
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 5. Заключения l Соответствующие роли отличаются, но сотрудничество помогает обеим сторонам легче достичь цели l Координация и сотрудничество обеспеивают более эффективную и результативную услугу той организации на которую они работают и в конечном счете Парламенту и общественности.
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION НЕТ: сверху вниз!!!
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION НЕТ: назидательный / навязывающий!!
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION НО: Обсуждения на равной основе гармонизированные с уважением роли друг друга и ответственностью за укрепление государственного управления
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION 6. Финансовая инспекция ПОСЛЕ полного внедрения IC l Все еще основана на Законах или подзаконных актах l Все еще должна покрывать весь государственных сектор, но l Должна быть сосредоточена только на потенциальных рисках мошенничества, коррупции или крупных финансовых злоупотреблениях (таких как банкротство муниципалитета) и l Программа деятельности должна определяться в зависимости от жалоб на деятельность, которые предполагают возможность мошенничества, коррупции или крупных финансовых злоупотреблений. l Служба оперативной информации (= база данных) является обязательной l Служба инспекции будет отчитываться перед Министром финансов и l Будет тесно сотрудничать с CHU/IA, подразделениями IA, SAI и прокуратурой
© OECD A joint initiative of the OECD and the European Union, principally financed by the EU EUROPEAN COMMISSION СПАСИБО!