1 РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛИТВЫ СЕМИНАР PEM-PAL ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА г. Любляна, декабря 2006 года Дариус МАТУСЕВИЧЮС Департамент методологии финансового контроля Министерство финансов, Литва
2 Историческая перспектива гг. – частично централизованная функция проверок; гг. – реформы в сфере государственного управления, бюджетного и стратегического планирования; составление планов действий по внутреннему контролю; внедрение системы внутреннего аудита (ВА); гг. – создание органа ВА, издание директивы по государственному внутреннему финансовому контролю (ГВФК), составление планов действий, принятие различных законодательных актов по ГВФК; 2003 г. – консолидация и приведение концепции ГВФК в соответствие с новым Законом «О внутреннем контроле и внутреннем аудите», наряду с новым вторичным законодательством и третичными нормативными актами.
3 Система внутреннего аудита (СВА) – сегодня Децентрализованная система внутреннего аудита; ~ 550 внутренних аудиторов в ~ 200 подразделениях внутреннего аудита; Полный охват всего государственного сектора полностью (~ 2100 бюджетных учреждений), включая все (60) органы местного управления; Более 8 лет опыта в сфере внутреннего аудита; ~ 2500 внутренних проверок в год (~ 50% всех проверок результатов деятельности госучреждений); Налажены профессиональные связи с такими организациями, как IIA, Комитет по аудиту и Высшая аудиторская палата (SAI); Адекватная поддержка и доверие со стороны высшего руководства.
4 ШАГИ НАВСТРЕЧУ СВА Закон о внутреннем контроле и внутреннем аудите; Комиссия по координации функционирования системы внутреннего аудита в государственном секторе; Центральный координирующий орган (ЦКО) – Департамент методологии финансового контроля Министерства финансов (3 подразделения; ~ 15 штатных сотрудников); Стратегия подбора и удержания ответственных и квалифицированных работников; Условия и координация непрерывного обучения; Поддержание связи и соглашения с IIA, Комиссией, SAI.
5 ШАГИ НАВСТРЕЧУ СВА - 2 Налаживание связей (семинары, отдел справки, консультативные визиты, групповые совещания, электронный форум); Подотчетность Правительству и Парламенту; Рассмотрение Международных (IIA) стандартов и передового опыта ЕС; Оценка качества внутреннего аудита; Обеспечение адекватного штата служащих и достаточных ресурсов, исходя из результатов оценки потребностей в аудите; Адекватные законодательные инструменты и правила (включая Кодекс профессиональной этики внутренних аудиторов) внутреннего аудита и внутреннего контроля.
6 Важные аспекты для особого внимания Подбор и удержание ответственных и квалифицированных кадров; Координация между подразделениями внутреннего аудита и Высшей аудиторской палатой; Все большая осведомленность высшего руководства (в том числе в вопросах независимости органов внутреннего аудита) Поддержка внутреннего аудита, внутреннего контроля и подотчетности со стороны высшего руководства; Надлежащая и постоянно действующая система образования и повышения квалификации в области внутреннего аудита; Мониторинг и отчетность о прогрессе системы внутреннего аудита; Аудит – не инспекция, а функция, приносящая дополнительную пользу.