Регулирующие акты в Канаде Декларация о результатах применения регулирующих актов в Канаде (RIAS) Семинар по вопросам успешного применения Дэвид Элдер Старший советник Российско-канадской программы "Содействие реформированию государственного управления в РФ"
2 Принятие нормативных актов в Канаде: Законы Парламент Канады (или Законодательные Ассамблеи провинций) принимают законы – «первичное законодательство» –Законопроекты проходят стандартный парламентский процесс: 3 чтения (в Парламенте Канады в Палате общин и в Сенате); получение королевской санкции (Royal Assent), опубликование (Proclamation) –Канадская система законотворчества устроена так, что почти все принимаемые законы являются законами, предложенными членами правительства – министры являются избранными членами исполнительной власти
3 Принятие нормативных актов в Канаде: Законы Minister introduces legislation - prepared following proposal to Cabinet: Memorandum to Cabinet (prepared by Public Service) Анализ политической проблемы Консультации с заинтересованными группами Исследования Мнение групп, подпадающих под действие закона Предложения по способу решения проблемы: принятие закона или регулирующего акта, выделение средств, информирование населения Перед тем, как быть представленным в Парламент, законопроект министра должен получить одобрение Кабинета
4 Принятие нормативных актов в Канаде: Регулирующие акты Органы исполнительной власти (правительство) также вправе издавать регулирующие акты - акты делегированного законодательства или акты вторичного законодательства Наиболее распространенные формы делегированного законодательства: –Распоряжения правительства –Приказы министерств –А также правила, перечни, тарифы, директивы и руководства Законы (статуты) и регулирующие акты имеют одинаковую силу: –Граждане обязаны соблюдать и те и другие и подлежат наказанию за несоблюдение –В случае опротестования в суде, к законам и регулирующим актам применяются одни и те же правила интерпретации
5 Принятие нормативных актов в Канаде: Законы и Регулирующие акты Парламент принимает законы (статуты) и через них утверждает регулирующие акты Законы, вводящие регулирующие акты, содержат «уполномочивающие» положения, т. е. положения, дающие право принятия регулирующих актов Такие положения в законе устанавливают: –Кто имеет право издавать регулирующие акты; –Какие вопросы решаются законом и какие – регулирующими актами (как правило, закон определяет общие рамки и цель, а регулирующие акты содержат конкретные указания оперативного характера (правила, процедуры, размеры сборов)
6 Акты вторичного законодательства: Регулирующие акты – Постановления правительства В случае, если правительство считает необходимым, чтобы вопрос регулировался правительством в целом, в законе будет предусмотрено принятие постановления правительства Постановление правительства будет предусмотрено соответствующим уполномочивающим положением закона: Генерал-губернатор вправе, по рекомендации министра, …. Министр представляет рекомендации Генерал- губернатору.
7 Предложения правительству и Директива Кабинета министров о совершенствовании регулирования - CDSR Прежде, чем представить правительству предложения по регулированию, министр обязан выполнить требования Директивы Кабинета о совершенствовании регулирования (CDSR) Директива требует от министерства – инициатора продемонстрировать, что –Проблема или риск действительно имеют место –Необходимо вмешательство правительства –Анализ всех возможных решений подтверждает, что регулирование является наилучшим средством достижения политических целей –Проведены планирование, анализ и консультации с населением, связанные с оценкой возможного воздействия мер регулирования
8 Предложения министра правительству Министр представляет в правительство свои предложения, в которых указаны: –Действия, ожидаемые от правительства, –Законодательная основа действий –Другие обоснования, в частности, в случае регулирующего акта, Декларацию о результатах применения регулирующего акта – RIAS (анализ возможных последствий предлагаемых действий). Предложения правительству разрабатываются государственными служащими и представляются министром Комитету Кабинета («Комитету Совета министров») на утверждение
9 Ключевые элементы Директивы Кабинета министров о совершенствовании регулирования (CDSR) Определение необходимости регулирования Анализ затрат/доходов Консультации Уважение международных обязательств Аргументированное обоснование подхода Международные стандарты, направления и рекомендации Эффективность, как основа Сотрудничество (двустороннее или многостороннее) Подход, охватывающий весь жизненный цикл регулирующего акта (постоянное соответствие первоначальным политическим задачами) Приложение B
10 Цель RIAS RIAS Разъясняют регулирующие акты и показывает возможное воздействие, а также –Причины, вызвавшие необходимость регулирования –Степень учета мнения канадцев –Возможные последствия применения регулирующих актов, включая гендерные последствия –Пути обеспечения исполнения –Индикаторы оценки эффективности Обеспечивают подотчетность министра; Публикуются в официальном издании Canada Gazette,в целях предоставления возможности канадцам и всем заинтересованным сторонам принять участие в обсуждении
11 Новая RIAS Канады Нововведения в RIAS: Усовершенствованный анализ и отчетность (например, затрат и доходов, стандартов предоставляемых услуг, определения эффективности) Выбор инструментов (например, регулирование, добровольное выполнение) Потенциальное воздействие на бизнес, торговлю Подход к регулированию, основанный на охвате всех фаз жизненного цикла регулирующего акта Связь предлагаемого регулирования с широким спектром задач, определяемых политикой правительства
Декларация О Результатах Применения Регулирующих Актов Разделы RIASНачальный уровень Средний/Высокий уровень Аналитическая записка Тема Задачи Описание Регуляторные и нерегуляторные опции Доходы и затраты Аргументация Консультация Выполнение, поддержка, стандарт предоставляемых услуг (при необходимости) Определение эффективности и оценка Контакт
13 Директива Кабинета по вопросам совершенствования регулирования доступна в Интернете по адресу: Annex C