Обзор Канадской программы уравнивания уровня благосостояния Провинций ( Equalization Program ) 18 сентбря, 2008 г.
Конституция и налогообложение Конституция закрепляет право обложения налогами за Федеральным правительством и правительствами Провинций –Права обложения налогами утверждены для того, чтобы дать Федеральному правительству и правительствам Провинций возможность выполнить их обязательства перед населением –Правительства Провинций имеют ограниченные права обложения налогами –Надлежащее использование государственных средств определяется Канадским законодательством Ответственность за учет и отчетность, соблюдение этических норм и эффективное управление финансами возложено на Казначейство (Treasury Board) Рамки распорядительных полномочий правительства и финансовые права Казначейства определяются многочисленными законодательными актами Аналогичное законодательство существует на уровне Провинций 2 Overview of Canada's Equalization Program
Канада: история трансфертных платежей С 1867 г. до второй мировой войны В соответствии с конституцией вопросы налогообложения находятся в совместном ведении [Федеральных властей и властей Провинций] Субсидии Провинциям предусмотрены законом, начиная с 1867 г. Необходимые условия для этого изложены в Конституции В целом платежи определяются соответственно численности населения [Провинции] и не имеют механизмов увеличения Платежи не ограничены какими-либо условиями - Провинциальные источники доходов недостаточны для покрытия расходов по оказанию услуг населению Актуальнее эта проблема была для тех Провинций, где отсутствовала сильная экономическая база Обострение проблемы произошло в период Великой депрессии - Для разрешения этой проблемы в 1912 г. была начата программа предоставления [Провинциям] субсидий на определенных условиях 3 Overview of Canada's Equalization Program
Канада: история трансфертных платежей После второй мировой войны - В условиях войны основная часть налоговых полномочий перешла в ведение Федерального правительства –Налоговые соглашения Перераспределение части налоговых доходов в пользу Провинций В целом соблюдается принцип пропорциональности (сумме налоговых сборов в Провинции) –В 1950-е гг. в Канаде осуществлен переход к государству всеобщего благоденствия Переход к автономии Провинций в вопросах прямого налогообложения Предложенные Федеральным правительством масштабные программы совместного расходования средств (обусловленные трансферты) »Выплаты адресные, конкретные, отвечающие заданным критериям »Введение принципа уравнивания [Провинций] (трансферты, не ограниченные условиями) –Сегодня действуют: одна программа уравнивания [Провинций] и две крупные программы выплаты обусловленных трансфертов 4 Overview of Canada's Equalization Program
Канадская программа уравнивания [Провинций] Программа начата в 1957 г. и развивается по мере изменения политической и экономической ситуации в стране Необусловленные трансферты в пользу правительств Провинций Программа нацелена на то, чтобы в каждой Провинции население получало сопоставимый набор услуг при сопоставимом уровне налогообложения Сегодня программа основана на сопоставлении потенциала Провинции по сбору налогов и общенациональных (среднестатистических) возможностей налогообложения –Данная формула подлежит законодательному изменению на уровне Федерального правительства 5 Overview of Canada's Equalization Program
Канадская программа уравнивания [Провинций] Действующая программа –В гг. трансферты составят $12.9 млрд 5.5% от суммы расходов Федерального правительства –В гг. средства в рамках Программы уравнивания получат 7 из 10 Провинций Включая Провинцию «Ньюфаундленд и Лабрадор» Единственной Провинцией, никогда не получавшей средства по этой программе, является Провинция Онтарио Суммы по программе могут достигать 25% доходов данной Провинции –Право на получение средств по программе уравнивания зависит от соотношения фискального потенциала Провинции и среднего фискального потенциала всех 10 Провинций 6 Overview of Canada's Equalization Program
Канадская программа уравнивания [Провинций] Действующая программа (продолжение) –Фискальный (бюджетный) потенциал определяется с учетом налоговой базы пяти видов: Подоходный налог с физических лиц Налог на прибыль с юридических лиц Налог на потребление Имущественный налог Налог на добычу полезных ископаемых (включено лишь 50%) –Право на получение средств реализуется с учетом численности населения данной Провинции, а платежи осуществляются в пользу ее правительства Верхним критерием (ограничителем) при предоставлении такого права служит потенциал подушного налогообложения в той наиболее обеспеченной доходами Провинции, которая не получает средств по программе уравнивания Суммы выплат определяются на предстоящий год заранее и не подлежат пересмотру 7 Overview of Canada's Equalization Program
Прочие федеральные трансферты В настоящее время действуют две крупные программы обусловленных трансфертов –В сфере здравоохранения (Canada Health Transfer) и в социальной сфере (Canada Social Transfer) –В гг. трансферты составят $31.1 млрд (13.3% федеральных расходов) –Получателями трансфертов по обеим программа являются все Провинции –Большая часть выплат по программам делается из расчета «на душу населения» –Платежи обусловлены рядом критериев (например, пять критериев, изложенных в законе о здравоохранении – Canadas Health Act). Кроме того, предусмотрены условия, при которых выплаты могут быть приостановлены Прочие договоренности о трансфертных платежах 8 Overview of Canada's Equalization Program
Федеральные трансферты в пользу Провинции «Ньюфаундленд и Лабрадор» В 1997 г. федеральные трансферты составляли 46% доходов провинции К 2007 г. эта доля сократилась до 20% доходов провинции Заработанные источники доходов Провинции за это время выросли на 250% –88% благодаря шельфовой добыче нефти и других полезных ископаемых –Доходы от шельфовой добычи нефти составляют 26% доходов провинции 9 Overview of Canada's Equalization Program
Платежи в пользу Провинции «Ньюфаундленд и Лабрадор» в рамках программы уравнивания В последние десять лет в рамках программы отмечено сокращение выплат –1997 г. (до начала шельфовой добычи нефти) Максимальный (среди Провинций) уровень трансфертных выплат на душу населения 27% доходов Провинции 11% трансфертных платежей по программе уравнивания –2007 г. 4-е место (из 10 Провинций) по уровню трансфертных выплат на душу населения 12% доходов Провинции 5.6% трансфертных платежей по программе уравнивания Уже в гг. Провинция «Ньюфаундленд и Лабрадор» обещает выйти на такой уровень развития, при котором трансфертные платежи по программе уравнивания не предусмотрены 10 Overview of Canada's Equalization Program
Спасибо за внимание 11 Overview of Canada's Equalization Program