ИНТОНАЦИОННО- СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Направление подготовки «Педагогическое образование» (Музыкальное образование)
Квалификация выпускника Бакалавр педагогического образования
Цель сформировать навыки аналитического мышления в процессе разбора музыкальных произведений.
Задачи сформировать навыки аналитического суждения при разборе различных направлений и стилей в музыкальных произведениях; раскрыть способности логического рассуждения по основным структурам музыкального языка (символика, семантика);
Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Интонационно- стилистический практикум» относится к вариативной части профессионального цикла (по выбору студента). Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Музыкальный инструмент», «Класс основного музыкального инструмента», «Анализ музыкальных произведений».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины (модуля) студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); обладает комплексом знаний по дисциплинам музыкально- теоретического цикла (СК-1); способен реализовать навыки музыкального анализа произведений основных форм, жанров и стилей (СК-2); грамотно применять музыкально- дидактический материал, использовать различные технические, мультимедийные средства на практике (СК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: сущность стиля как эстетической категории, а также роли интонации и ее значения в музыкальных произведениях различных культурно- исторических эпох.
Уметь реализовывать музыкально- аналитические способности (логика, мышление, интуиция и т.д.), применять аналитические умения и навыки при разборе музыкальных произведений различных эпох, жанров, стилей; организовать самообразование, направленное на совершенствование музыкальных навыков анализа произведений ;
Основные темы в обучении предмета интонационно- стилистический практикум Стилевой подход в обучении нацелен на то, чтобы обнаружить и почувствовать эту специфичность, увидеть и понять внутреннюю связь между этим миром и выразительными средствами музыки, то есть понять их именно как средства выражения, то есть как «смыслонесущие» элементы, а также найти и воссоздать на инструменте порождаемые единством «означаемого и означающего» исполнительские выразительные средства.
Основы стилевого анализа заложил еще Б.В. Асафьев. Он выдвинул четыре аспекта аналитических наблюдений, касающихся стиля в музыке. Первый заключается в выяснении интонационного генезиса произведения, его интонационных и прежде всего мелодических истоков. Так, например, говоря о мелодическом стиле Глинки, он отмечает, что «вся его музыка насыщена песенным началом, даже оркестр».
Второй аспект связан с выявлением жанровых традиций.
Третий - «определение стиля через метод развития».
Четвертый аспект заключается в стилевом анализе отдельных выразительных средств - «мелодики, гармонии, ритма, типа фактурного изложения».