Коррекция поведенческих отклонений дошкольников для студентов направления подготовки Педагогическое образование, профиль: «Дошкольное образование» Профессиональный цикл Трудоемкость дисциплины – 2 з.е. Курс осуществляет: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Зайдуллина Гульнара Гумаровна
Проблема воспитания и формирования личности в детском возрасте остается одной из главных задач современного общества и приобретает особую актуальность в настоящее время. Рост детской преступности, отклонений в поведении и нравственном сознании детей и подростков, ранее приобщение к алкоголю и наркотикам, изменения в сфере социальных интересов и потребностей представляет собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе и требуют своего безотлагательного решения. В дисциплине «Коррекция поведенческих отклонений дошкольников» излагаются проблемы девиантного поведения личности, причины и формы проявления отклонений в поведении у дошкольников, психолого- педагогические особенности детей с девиантным поведением, а также эффективные методы и технологии работы с дошкольниками по коррекции поведенческих отклонений. В связи с этим особую значимость приобретает педагогическая деятельность с данной категорией детей и подготовка к ней будущих бакалавров педагогики.
Цель дисциплины: Формирование профессиональной компетентности студентов посредством освоения ими совокупности знаний и умений, необходимых им для эффективного решения профессиональных задач по коррекции поведенческих отклонений дошкольников.
Основные задачи дисциплины: Сформировать у студентов знания о теоретических аспектах девиантного поведения, видах и формах отклоняющегося поведения в детском возрасте. Проанализировать основные причины поведенческих отклонений дошкольников. Сформировать совокупность системы знаний и умений о методах и технологиях коррекционной работы поведенческих отклонений дошкольников. Развивать у студентов личностные качества и способности, необходимые для эффективного взаимодействия с дошкольниками с отклоняющимся поведением.
Дисциплина «Коррекция поведенческих отклонений дошкольников» направлена на формирование компетенций: общепрофессиональные компетенции: Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); профессиональные компетенции: готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образовательного процесса (ПК-4).
Т ребования к уровню освоения содержания дисциплины : Студенты в итоге изучения дисциплины должны: Знать и уметь: Психолого-педагогические, социально-правовые и технологические основы организации коррекционной работы поведенческих отклонений в детском возрасте; Применять эффективные методы и технологии коррекционной работы с дошкольниками с отклоняющимся поведением.
Т ребования к уровню освоения содержания дисциплины : Владеть: Способами и формами коррекционной работы с дошкольниками с отклоняющимся поведением; Методами диагностики причин поведенческих отклонений дошкольников; Навыками эффективного взаимодействия с семьей дошкольников с отклоняющимся поведением.
Текущая аттестация качества усвоения знаний: Используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Для текущей оценки усвоения студентами излагаемого материала в лекциях и на семинарских занятиях используются различные формы самостоятельной учебной деятельности студентов: конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, анализ отдельных статей нормативно-правовой документации, сбор и анализ практического материала, решение кейсов, подготовка презентаций по темам дисциплины, составление портфолио по дисциплине.
Основные темы дисциплины «Коррекция поведенческих отклонений дошкольников»: РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты коррекции поведенческих отклонений дошкольников. Тема 1. Девиация. Социальные нормы и девиантное поведение. Тема 2. Проблема классификации отклоняющегося поведения дошкольников. Понятие «дети группа риска». Тема 3. Причины поведенческих отклонений в детском возрасте, их анализ. Тема 4. Психолого-педагогические, возрастные особенности дошкольников с отклоняющимся поведением. РАЗДЕЛ 2. Коррекция поведенческих отклонений дошкольников Тема 1. Сущность, задачи, принципы коррекции поведенческих отклонений дошкольников. Тема 2. Диагностика причин поведенческих отклонений дошкольников. Тема 3. Специфика работы педагога с дошкольниками с отклоняющимся поведением. Тема 4. Работа с семьей по коррекции поведенческих отклонений дошкольников.
Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М. А. Шолохова, с. Защита прав и интересов ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Курс лекций. Ч. I. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-т, с. Гражданско-правовое воспитание дошкольников в ДОУ //«Имею честь достойно Родине служить». Проблемы духовности современного общества и патриотического воспитания молодежи ХМАО: направления и перспективы: Материалы окружной научно-практич. конф. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, С. 85 – 88. Сущностная характеристика понятия «девиантное поведение личности» // Актуальные вопросы педагогики и психологии: Материалы Международной заочной научно-практич. конф. Ч. I. Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», С. 28 – 32. Технология формирования у педагогов навыков работы с младшими дошкольниками с проявлениями агрессии в поведении // Проблемы и перспективы развития педагогики: Материалы международной заочной научно-практич. конф. Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», С. 17 – 23. Методика социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением: Учебная программа. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, с. Основные научные и учебно-методические работы автора по дисциплине:
Спасибо за внимание!