Система социальной защиты детства Цикл Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Цикл Б.3. Профессиональный цикл Курс осуществляет: кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Бауэр Елена Александровна Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Дисциплина «Система социальной защиты детства» предназначена для формирования у студентов представлений о современной системе социальной защиты детства в Российском законодательстве; ориентирования в основных законодательных и нормативных актах в области социально–правовой защиты населения; усвоения возможностей практического применения знаний, полученные в период обучения, для решения личностных и профессиональных задач.
Цель дисциплины: формирование представления о теории управления социальными системами, основных правовых и законодательных актах международного уровня и уровня Российской Федерации в области защиты материнства, семьи и детства, ее значимости в современном мире.
Основные задачи дисциплины: знакомство студентов с основными теориями, концепциями и закономерностями управления социальными системами; четкое представление о законодательных и нормативных актах в области социального обслуживания, социальной защиты, социальной поддержки разных слоев населения в Российской Федерации и за рубежом; формирование основ социально–правовой защиты в деятельности будущего специалиста; усвоение социально–педагогических методик и технологий работы с категориями населения, составляющими группу «социального риска»; выработка навыков самостоятельной работы с источниками информации о современном состоянии системы социальной защиты населения.
Принципы организации учебного процесса : Программа строится на принципах: научности – соответствие содержания образования уровню современной науки; доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов; системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы; целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь; связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для решения общепедагогических и правовых задач.
Дисциплина «Система социальной защиты детства» направлена на формирование компетенций: общекультурные компетенции: готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК- 13); общепрофессиональные компетенции: способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Текущая аттестация качества усвоения знаний: Используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Для текущей оценки усвоения студентами излагаемого материала в лекциях и на семинарских занятиях используются различные формы тестирования, решение ситуационных задач с использованием текста законодательных актов, контрольные вопросы по материалу каждой крупной темы.
Основные темы дисциплины «Система социальной защиты детства»: Государственное управление социальными системами в России. Система социальных служб для детей в России. Современная система социальной защиты детства в России. Формы и методы социальной защиты Семья в системе социальной защиты населения. Права и обязанности детей и родителей. Нормативно–правовое обеспечение социальной защиты граждан. Социальная защита детей из семей социального риска Учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация и формы устройства детей. Молодежь как особая социально–демографическая группа.
Бауэр Е.А. Социальная политика: Учебная программа дисциплины Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, с. Бауэр Е.А. Социальная политика: Учебно-методический комплекс. Нижневартовск: НГГУ, с. Бауэр Е.А. Политика социальной поддержки инвалидов в системе высшего профессионального образования // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Материалы Региональной научно-практической конференции (г.Нижневартовск, ноября 2009 г.) / Отв.ред. Н.Д. Наумов. – Нижневартовск: Изд.-во Нижневарт.гуманит. ун.-та, – 168 с. Бауэр Е.А. Социальное партнерство в социальном профессиональном образовании // Социальные чтения – 2010: Материалы Второй региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 4 июня 2010 года) / Отв.ред. Г.А. Петрова.–Нижневартовск:НГГУ, – 183 с. С.5 – 9. Основные научные и учебно-методические работы автора по дисциплине
Спасибо за внимание