СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Курс « СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ » осуществляет кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой КФиСН ГУТОВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА
Цель курса: Курс «Современные гендерные исследования» направлен на обучение студентов основам социологического, культурологического, психологического и политологического анализа. Целью курса является изучение: современных социальных преобразований в обществе новых моделей поведения социального прогнозирования
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ОПД.В. Профессиональный цикл. Вариативная часть (по выбору студента). Преподавание основано на знаниях, которые получены при изучении базовых дисциплин, таких как: «Социология», «Социальная психология», «Философия»,«Педагогика»,«Культурология». Содержание курса предлагается студентам в проблемном ключе. Форма контроля: Зачет проводится по итогам работы на семинарских занятиях (рейтинговая система) и защите рефератов по предложенным темам. Предварительно студентам предлагается выступление на семинарском занятии по выбранной и заранее разрабатываемой теме.
Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников Проблемное поле курса «Современные гендерные исследования» включает не только общетеоретические и методологические вопросы, но и проблемы, непосредственно связанные с особенностями социальных процессов в современном российском обществе. Темы представленные в рамках разработанного курса сегодня наиболее актуальны в социологических и ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ исследованиях и являются существенным дополнением к общему блоку гуманитарных дисциплин федерального компонента.
Принципы организации и содержание учебного процесса : Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах – 2 Общая трудоемкость дисциплины в часах - 72 часа из них 28 ч. аудиторных занятий 16 ч. лекций, 14 ч. практические занятия, 42 ч. самостоятельная работа) итоговая отчетность – зачет Зачет проводится по итогам работы на семинарских занятиях (рейтинговая система) и защите рефератов по предложенным темам. Предварительно студентам предлагается выступление на семинарском занятии по выбранной и заранее разрабатываемой теме.
Задачи курса: В задачи курса входит изучение теоретических и методологических основ понятия "гендер", формирование навыков и умений по применению гендерного анализа процессов социализации, воспитания, образования новых поколений.процессов В процессе обучения студент должен получить научное представление о современной структуре общества, о различных подходах к гендерной проблеме, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения и функционирования основных гендерных ролей.
Задачи курса: Знать типологию, основные источники возникновения и развития социальных движений, существующие формы социального взаимодействия, возможные модели развития общества, в связи с изменением полоролевых стереотипов поведения и гендерной системы в целом. овладение научно-исследовательскими методами, технологиями и навыками анализа современных социальных проблем. Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать процессы, происходящие в современном российском обществе.
В результате изучения студенты должны научиться: Уметь использовать гендерный подход в различных исследованиях -приобрести теоретические знания о роли гендера -систематизировать знания о гендерных исследованиях -уметь анализировать проблемы с применением гендерной интерпретации на практике
Текущая аттестация качества усвоения знаний: Используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Формирование рейтинга студента осуществляется в ходе контроля в течение учебного семестра и экзаменационной сессии. Для текущей оценки усвоения студентами излагаемого материала в лекциях и на семинарах используются элементы диалога, дискуссии, различные формы тестирования, а также контрольные вопросы по материалу каждой крупной темы.
Компетенция обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4) стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК- 6) владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);
Основные темы изучаемые курсом : Введение в гендерные исследования: предмет, методы и техника. История развития гендерных исследований. Гендерные вопросы и демографическая политика: социологический анализ. Гендерная проблематика в политических науках. Феминистская теория: история и проблемы. Современные гендерные исследования. Психоанализ и культура. Половозрастная структура общества. Статусные и ролевые гендерные особенности молодежи. Латентность сексуальной революции в России. Проблемы подростковой рож- даемости. Гендерные особенности положения молодежи в обществе.
Основные вопросы для обсуждения в рамках предложенного курса : Половозрастная структура общества. Статусные и ролевые гендерные особенности молодежи. Латентность сексуальной революции в России. Демографические проблемы в мире и на примере России. Влияние гендера на формирование личности Гендерные особенности положения молодежи в обществе. Статусные и ролевые особенности молодежи с позиций гендер- ных различий. Инфантилизм как явление и его влияние на формирование гендерной идентичности. Феминизм как явление в молодежной среде.
Курсы по выбору – это профессионализм, конкурентоспособность и залог успеха в вашей будущей карьере! Спасибо за внимание!