Рембрандт ван Рейн нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи
Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы
Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.
Флора
Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица.
Ночной Дозор, 1642, Амстердам.
Монументальное создание Рембрандта, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон.
Жертвоприношение Авраама, 1635
Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете. Световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками
«Святое семейство» (1645, Эрмитаж). Напоминает сцену повседневной домашней жизни. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто- коричневых тонов
"Автопортрет с Саскией" (1636)
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Портрет старика в красном, 1654 Эрмитаж
Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духу и воспитанностью стал выражениям новой этической позиции художника, который открыл, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.
Даная, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вся центральная часть композиции представляла собой смешение бурых рельефных пятен с массой набрызгов, вертикальных натеков и утрат живописи. 15 июня 1985 г. эта картина подверглась нападению маньяка, который облил холст серной кислотой и дважды порезал его ножом.
Преступником оказался неприметный человек, житель Прибалтики, от которого никто не ожидал ничего подобного. В ходе следствия выяснилось, что на самом деле "Даная", что называется, попала под горячую руку. Покушение планировалось сделать в Москве, но в тот день просто не было билетов. А каковы же мотивы? Все ради того, чтобы отомстить советской власти за неудавшуюся жизнь. По признанию реставраторов, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. Она по- прежнему радует посетителей музея, но это уже не совсем то, что написал Рембрандт.
В 1997 г. в Эрмитаже состоялась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта "Даная" - одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа.
Знаменитый офорт «Мельница» (1641).
" В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр - монументальное полотно Возвращение блудного сына (около , Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург)
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.
Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.
Памятник Рембрандту на площади Рембрандта в Амстердаме
Дом Рембрандта в год 400-летия художника.