Психологические аспекты повышения качества образования (из опыта работы) Педагога-психолога школы Капцовой М.Ю. РМОУ Сокурская СОШ 19
Оценка качества образования Качество условий Качество процесса Личность ЗУНы, компетенции, креативность Здоровье, мотивация Система ценностей, самоопределение, социализация Качество результата
Качество образовательного процесса 1.Психологический климат: доброжелательные отношения учителя и учеников на уроке и во внеурочной деятельности; положительные отзывы детей и родителей о сотрудничестве с учителями. 2. Санитарно-гигиенические нормы: соблюдение светового режима; соблюдение воздушного режима; чистота и порядок в кабинете; состояние доски.
3. Оснащение урока: использование наглядного, дидактического, раздаточного материала; использование демонстрационного материала, различных пособий. 4. Активное использование оборудования: аудиотехники; видеотехники; оргтехники; компьютеров. 5. Решение конфликтных ситуаций: умение избежать конфликтных ситуаций; умение достойно выйти из конфликтных ситуаций. I.Качество условий
Деятельность педагога на уроке 1.Использование современных технологий: личностно-ориентированных технологий; технологий развивающего обучения; технологий по формированию компетенций; проектных технологий; информационно-коммуникативных технологий (в том числе Интернет)
2. Дифференцированный и индивидуальный подход: учет обученности и обучаемости детей; учет типа мышления; учет психологических особенностей; осуществление гендерного подхода; использование групповых и индивидуальных форм обучения. II.Качество процесса
Система оценки качества образования - деятельность педагога - образовательная среда - обучающиеся (школьная тревожность, психологический климат в классе)
Анкета «Учитель глазами ученика» Оцените эти качества по 9 – бальной шкале, где 9-8 баллов – качество проявляется почти всегда;7-6 баллов – качество проявляется часто; 5-4 баллов – качество проявляется в 50% случаев; 3-2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – практически отсутствует Излагает материал ясно, доступно Разъясняет сложные места Выделят главные моменты Умеет вызывать и поддержать интерес к предмету Следит за реакцией учеников Задает вопросы, побуждает к дискуссии Соблюдает логическую последовательность в изложении Демонстрирует культуру речи Располагает к себе эрудицией, манерой поведения, внешним видом
Умеет снять напряжение, усталость Ориентирует на использование материала в будущей профессиональной деятельности Имеет творческий подход и интерес к своему предмету Доброжелателен и тактичен Терпелив Требователен Заинтересован в успехах учеников Объективен при выставлении оценок Уважителен по отношению к ученикам
Методики для оценки психологического климата Проективная методика «Дерево» позволяет определить позицию обучающегося в коллективе. Анкета «Атмосфера в классе» определяет нейтральную, неблагоприятную, благоприятную атмосферу в классе. Анкета «Оценка школьных ситуаций» определяет уровень школьной тревожности. Анкета «Диагностика удовлетворенности школьной образовательной средой» позволяет выявить отношение обучающихся, родителей, педагогов к проявлению психологических условий образовательной среды.