LOGO Стратегические ориентиры развития высшего образования в контексте Болонского процесса
LOGO Лев Толстой: «Будущего нет оно делается нами»
LOGO Первые университеты 425 г. – университет в Константинополе 1088г. – университет в Болонье 1215г. – университет в Париже XIV- XV в.в. – становление в Европе 31 (34) университета XVI в. – число европейских университетов достигло 64. XVIII-XIX в.в. – классический германский университет
LOGO Миссия средневековых университетов Привлечение студентов из любых местностей и государств Триединство ценностных ориентаций обучения, исследования, воспитания Идеалы образования связаны: с особенностями менталитета, с приверженностью гуманистическим принципам, с постоянством приращения знаний и созданием возможностей для более адекватного разрешения проблем Стратегия сохранения знания
LOGO Этапы Болонского процесса
LOGO Болонский процесс: первый период годы Обозначение основ европейского измерения в образовательных системах: Взаимное признание дипломов; Обоснование идеи формирования европейского университета; Кооперация вторичного (к вторичному относится второй этап среднего образования или третий уровень. В Российской Федерации этот уровень охватывает среднее (полное) общее образование) и высшего образования; Создание европейского центра развития образования; Учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования.
LOGO Болонский процесс: второй период годы Уточнение целей, задач и проблем кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза. Предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах.
LOGO Болонский процесс: третий период – с 1992 года Усиление звучания идеи о европейском гражданстве, согласно которой каждый гражданин страны-члена Евросоюза имеет гражданские права этого сообщества.
LOGO «Европа все более уступает США в части борьбы за студентов, преподавателей, исследователей и капиталы, инвестируемые в систему высшего образования, и что уже одно это обстоятельство делает необходимым более четко прописанные и сопоставимые квалификации»
LOGO 11 апреля 1997г., Лиссабон Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе Принята под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО
LOGO 18 сентября 1988 г. Болонья, Италия Magna Charta Universitatum Принята на съезде ректоров европейских университетов
LOGO Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (Сорбонская декларация ) Подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей, обосновала создание европейской зоны высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства для общего развития Континента. Подписали министры образования европейских государств: Великобритании, Германии, Италии, Франции 25 мая 1998 года Париж, Франция
LOGO Болонская декларация Увеличение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования Европейская система высшего образования должна приобрести всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям Подписали министры высшего образования 31 европейского государства июня 1999 года Болонья, Италия
LOGO Ориентиры Болонского процесса Достижение целей и решение задач Болонской декларации, согласно которой до 2010 года каждая страна-участница обязана провести реформу своей системы высшего образования в соответствии с едиными европейскими стандартами. Конечной целью является взаимное признание дипломов вузов. Направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования в Европе. Европейские страны не намерены разрушать то, что создано.
LOGO Под Болонской декларацией уже поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран
LOGO сентября 2003 года Берлин, Германия Коммюнике Конференции министров высшего образования Подписали министры образования европейских государств Вступление России в Болонский процесс
LOGO Под чем мы подписались? Обеспечение качества Структура степеней: принятие двухступенчатой системы высшего образования Содействие мобильности Учреждение системы кредитов Признание степеней: принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней Содействие Европейскому подходу к высшему образованию Содействие обеспечению привлекательности общеевропейского пространства высшего образования Обучение в течение всей жизни
LOGO Двухступенчатая система высшего образования В основание Болонского процесса положена формула: года бакалавриата + 2 года магистратуры + 3 года докторантуры
LOGO Содействие мобильности Европейская система перевода кредитов (ECTS) Разработана в 1997 году для измерения и сравнения результатов обучения при переходе студента из одного вуза в другой, с одной образовательной программы на другую. В рамках Болонского процесса ECTS является рекомендуемой системой для упрощения перехода из одного учебного заведения в другой, т.е. для повышения мобильности, свободы выбора образовательной траектории европейскими гражданами
LOGO Учреждение системы кредитов Кредит в системе ECTS Отражает объем необходимой работы над каждым видом учебной деятельности 1 зачетная единица (1 кредит) = 36 часов трудоемкости (от 28 до 40 часов) 30 кредитов = семестр = 20 неделям 60 кредитов = 1 учебный год Показывает, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) каждая дисциплина или каждый вид учебной деятельности составляет в общей системе кредитов
LOGO Особенности организации учебного процесса с использованием кредитов 1. Личное участие студента в формировании своего индивидуального учебного плана 2. Вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана 3. Полная методическая обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми материалами в печатной и электронной формах 4. Использование бально-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин
LOGO Содействие Европейскому подходу к высшему образованию В центре внимания – модели и технологии подготовки студентов, которые позволят приобрести и «прожить» опыт современного образования, ориентированного на развитие человеческого капитала
LOGO Содействие привлекательности общеевропейского пространства высшего образования Поддержка усилий по модернизации университетов Обеспечение совместимости разных институтов, программ и степеней Содействие мобильности студентов и преподавателей Согласование взаимоприемлемых механизмов оценки, гарантий и подтверждения качества Переоценка высшего образования только на основе научных исследований.
LOGO Идеология Болонского процесса предполагает, что каждая страна ищет свои собственные пути развития высшего образования, проводя исследования и организуя экспериментальную деятельность, в результате которой осуществляется проектирование необходимых изменений
LOGO Реализация положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования в России Цель Болонского процесса – создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования
LOGO Вхождение России в Болонский процесс Подписание Лиссабонской декларации, 1997 г. Создание рабочих групп по изучению аспектов Болонского процесса, 2002 г Проведение совещаний, конференций и семинаров по проблемам вхождения Росссии в Болонский процесс, г.г. Присоединение к Болонской декларации, 2003 г. Визит делегации РФ в Берлин для участия в конференции министров образования ЕС. Присоединение к Болонской декларации, 2003 г. Создание групп по осуществлению Болонских принципов в России, 2004 г.
LOGO Мониторинг состояния сотрудничества вузов с зарубежными партнерами Общее количество проектов – 828, в т.ч. Разработка совместных учебных планов – 23% Разработка совместных программ дисциплин – 25% Работы по введению системы зачетных едениц – 12% Работа по развитию дистанционных технологий – 21% Работа по оптимизации учебного процесса – 19% (Данные по вузам Рособразования,2008)
LOGO Ключевые действия по введению двухуровневой системы ВПО Внесение законопроекта, устанавливающего двухуровневую систему ВПО; Внесение законопроекта, предусматривающего участие работодателей в формировании ФГОС, перечней направлений подготовки (специальностей) и в контроле качества образования; Разработка моделей подготовки бакалавров и магистров; Разработка укрупненного перечня направлений подготовки (специальностей); Определение профиле, сохраняющих непрерывную подготовку специалистов.
LOGO Обучение в течение всей жизни Подразумеваются следующие изменения: понимание университетского образования как ступени в системе непрерывного образования человека, которое может и должно быть более дробным, этапы обучения в университете становятся более краткосрочными; диверсификация контингента обучающихся, в первую очередь, за счет появления обучающихся, использующих «второй шанс», тех, кто меняет сферу деятельности или нуждается в повышении квалификации; диверсификация форм обучения, включая различные модели заочного и дистанционного обучения.
LOGO
Организация образовательного процесса в контексте Болонской декларации
LOGO Кредитно-модульная система обучения: Смена форм организации образовательного процесса (линейной на нелинейную) Возможность выбора образовательной траектории Усиление роли и ответственности студентов
LOGO Полная методическая обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми материалами в печатной и электронной формах Вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана Использование бально-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин
LOGO Доклад ученых ГУ ВШЭ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Модель образования для экономики, основанной на знаниях» Системные вызовы для российского образования Ресурсы не соответствуют масштабам. Продолжающееся снижение качества образования. Рост доли слабых преподавателей. Снижение конкурентоспособности на глобальном рынке. Структура не соответствует потребностям экономики. Образование перестало работать как механизм социального перемешивания. Высшая школа не производит инноваций и инноваторов.
LOGO Жизнь – это не преодоление трудностей, а поиск возможностей…