«Технология критического мышления через чтение и письмо» Презентационная площадка «Стажёрские площадки и тьюторское сопровождение» 24 апреля 2010 г. Белышева Н.Ю.
Задачи, стоящие перед школой формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся формировать навыки работы в команде развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать формировать навыки самоконтроля
Технология критического мышления через чтение и письмо – технология компетентностного образования
Критическое мышление - вид интеллектуальной деятельности, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания человеком окружающего его информационного поля, овладением рациональными способами получения и переработки информации, критическим отношением к ней, соотнесением полученных сведений с собственным опытом или другими источниками.
Дидактический цикл технологии Постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению Предъявление нового фрагмента материала и создание условий для его первичного усвоения Организация дальнейшего усвоения учебного материала до определенного уровня Организация обратной связи и контроля Подготовка к применению материала во внеурочной деятельности
Базовая модель технологии РКМЧП Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии
Фаза вызова Мотивационная функция Мотивация к выполнению предложенного задания, побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Информационная функция Актуализация имеющихся знаний учащихся, вызов на «поверхность имеющихся знаний по теме, обнаружение недостаточности знаний. Коммуникационная функция Бесконфликтный обмен мнениями (Сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Информация фиксируется.)
Методические приёмы фазы вызова
Прогнозирование Автор Заголовок Иллюстрация Ключевые слова
Корзина идей, понятий По ключевому слову составить список «известной информации» или рассказ-предложение За определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием Учащиеся поочередно называют идеи, их реплики записываются на доске Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими На доске формируем кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Текст с ошибками Текст с пропусками Работа с деформированным текстом
Таблица «З-Ж-У» ЗнаюЖелаю узнатьУзнал
Верные-неверные утверждения Учитель предлагает учащимся несколько утверждений Затем просит установить, верны ли данные утверждения (необходимо обосновать свой ответ) Учащиеся выбирают «верные» и «неверные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывают На стадии рефлексии учащихся оценивают их достоверность, уже используя полученные знания
Мозговая атака 1 этап формулировка проблемы запись всего, что уже известно или можно предположить 2этап обмен информацией ответы на вопросы
Ассоциации Рисунок Слова, предложения Кластер (от англ. сluster – гроздь) Основное понятие
Вопросы Уточняющие Простые и сложные Восполняющие
Фаза осмысления Информационная функция Получение новой информации по теме, соотнесение нового знания с уже известным, поддержание интереса. Систематизационная функция Классификация полученной информации, «активное чтение», графическое представление материала.
Методические приёмы фазы осмысления
3 стратегии чтения Чтение с полным пониманием (читаем всё, стараемся понять всё) Чтение информационное (поиск заданной информации) Чтение с общим охватом содержания (чтение по диагонали)
Составление плана текста Краткий план Развёрнутый план План-цитатник Тезисный план
Взаимоопрос Парная работа Ученики читают текст друг другу, останавливаясь после каждого абзаца, по содержанию прочитанного задают вопросы разного уровня, уточняя информацию.
Двойной дневник Что привлекло внимание ( цитаты, тезисы) Мои комментарии
Маркирование текста(ИНСЕРТ) + согласен с утверждением - не согласен с утверждением, думал иначе ? сомневаюсь, непонятно ! интересно V было известно Пометки на полях, таблица
Вопросы -Кто? - Что? -Когда? - Как? -Кем? - Чем? -Может? - Будет? -Было ли? -Мог ли? -Верно ли? -Согласны ли вы? -Почему? -Зачем? -Почему вы считаете или думаете..? -В чем различие..? -Объясните, почему..? -Предположите, что будет, если..? -Дайте объяснение..? «Тонкие»«Толстые»
Мудрые совы Ученики самостоятельно работают над содержание любого текста. С целью обработки информации текста ученикам дается рабочий лист с конкретными вопросами. Например: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные понятия и запишите в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь главную мысль текста выразить одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы - ключевыми? Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из текста выводы, которые были бы значимы для будущей Вашей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, они достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
4-6 шляп критического мышления факты и цифры факты (сухо, сжато) позитив рациональное зерно эмоции эмоции негатив здравый смысл (риски) новые идеи,альтернатива итог, что дальше?
Концептуальная таблица Линия сравненияАцтекиМайяИнки Местоположение Занятия населения В таблице по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали располагаются различные черты и свойства, факты, по которым идет сравнение
Кольца Венна Различное Общее
Фаза рефлексии Мотивационная функция Обсуждение по поводу дальнейшего расширения информационного поля, выявление еще непознанного Информационная функция Приобретение, осмысление и присвоение нового знания Коммуникационная функция Обмен мнениями о новой информации, выработка собственной позиции, обсуждение вопросов для дальнейшего продвижения Оценочная функция Суммирование, систематизация информации, анализ и оценка прочитанного, порождение своего смысла
Методические приёмы фазы рефлексии
Рефлексия reflexio (лат. – «обращение назад») Обращенность познания человека на самого себя, анализ собственной деятельности, размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Эмоциональная Содержательная Деятельностная
Графические схемы Кластер « Дом с колоннами» « Паучок» « Дерево» Главная идея, вывод Док-во Гл.мысль, тезис Главная идея, вывод
Дискуссия Круглый стол Заседание экспертной группы (панельная дискуссия) Форум Симпозиум Дебаты Техника аквариума
Творческие задания Эссе (сочинение) Сочинения с открытым финалом Интерпретация Инсценирование Словарь понятий (терминов) Цитатник Коллаж Рисование
Алгоритм или памятка «Попс- формула» П - позиция (тоже самое – мнение). Я считаю, я думаю, предполагаю, по моему мнению, мне кажется …. О – обоснование ( так как, потому что, посмотрите….. и т.д.) П – примеры, (тезисы – аргументы и факты, конкретные указания: имя, место, год, дата, местоположение, событие и т.д.) С – следствие ( поэтому, итог, вывод, итак, таким образом…)
СИНКВЕЙН (cing – пять (фр.) Схема синквейна: 1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна). 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. 3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы. 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Устная рефлексия Я узнал сегодня на уроке…. Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…
Я – Мы - Дело МЫ Я ДЕЛО Я Мы Дело - Как работал? Допускал ли ошибки? - На сколько мне помогли одноклассники, учитель, а я - им? - Понял ли материал? Узнал ли больше?
Технология позволяет добиваться таких результатов, как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком; умение выражать свои мысли (устно и письменно); аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность самостоятельно выполнять задания; умение вырабатывать собственное мнение; находят собственное решение проблемы; умение сотрудничать и работать в группе, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Ограничения Отсутствие в УМК специальных текстов Низкий уровень сформированности учебно- познавательной компетентности Отсутствие опыта в оценивании результатов деятельности Отсутствие опыта использования в педагогической деятельности интерактивных приемов обучения