2011 г. Работу выполнила педагог дополнительного образования Аматокова О.А. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» МОУ ДОД«Дом детского творчества»
Напиши небольшое исследование на тему «Использование изобразительно- выразительных средств (тропов) в стихотворении С.Есенина «Край любимый! Сердцу снятся.» Но сначала изучи материал, который я приготовила для тебя. Желаю удачи в нелёгком, но интересном пути постижения премудростей русского языка!«Край любимый! Сердцу снятся.»
Познакомься с тропами (оборотами речи или словами в переносном значении, сохраняющими выразительность и образность) Эпитет Сравнение Гипербола Ирония Метафора Метонимия Тропы Перифраза
Перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).
Образное определение Ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве (С. Есенин).
Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. Тютчев)
Выражение, содержащее непомерное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)
Употребление слова в смысле, обратном буквальному Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов).
Перенос наименования предмета на другой предмет по смежности Поздний Есенин (о творчестве позднего периода Есенина); ранний Блок (о творчестве Блока раннего периода)
Замена обычного однословного названия описательным оборотом Белокаменная столица России – о Москве, царь зверей – о льве
Если ты уже проанализировал стихотворение С. Есенина, я предлагаю тебе следующее творческое задание: попробуй сам создать, «сотворить» тропы и использовать их в дальнейшем при написании статей для школьной газеты. А перед этим познакомься с функциями тропов речи и рекомендациями к их использованию.функциями тропов речи рекомендациями к их использованию.
Отражают личностный взгляд человека на мир, делают речь эмоциональной и привлекательной; Способствуют отражению картины внешнего и внутреннего мира человека; Обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; Помогают читателю лучше понять автора, запомнить передаваемое автором.
1.Тропы должны быть ненадуманными, естественными. 2.Сравнения объектов осуществляется на каком- либо основании, при этом необходимо сохранять единство признака. 3.Признаки, по которым происходит сравнение, должны быть существенными, характерными. 4.Тропы должны создаваться в соответствии с законами языка.
Придумай тропы о радуге и впиши их в таблицу Метафора Эпитет Метонимия Сравнение Перифраза Ирония Гипербола
При составлении презентации использованы материалы из пособия Л.Р. Дускаевой и И.И. Русиновой «Учимся писать сочинения в разных жанрах» Пермь 1999