Поэтика поведения в современной русской поэзии (2-ая пол. ХХ века)
Актуальность темы обусловлена: принципиальной важностью поведенческого элемента в современных поэтических системах; принципиальной важностью поведенческого элемента в современных поэтических системах; малоизученностью неофициальной литературы советского периода. малоизученностью неофициальной литературы советского периода.
Основные положения выносимые на защиту: Образ поэтической личности, сформированный в культуре андеграунда, утрачивает статус «носителя истины», характерный для поэта в традиции русской классической культуры ; Образ поэтической личности, сформированный в культуре андеграунда, утрачивает статус «носителя истины», характерный для поэта в традиции русской классической культуры ; Для поведенческих программ, разрабатываемых в культурно- поэтических системах в период кон х гг., характерно разрушение категории лирического «Я» ; Для поведенческих программ, разрабатываемых в культурно- поэтических системах в период кон х гг., характерно разрушение категории лирического «Я» ; Поведенческие стратегии, разрабатываемые представителями современной молодой поэзии (Д.Воденниковым и К.Медведевым), возвращают в поэзию «автора – личность». Поведенческие стратегии, разрабатываемые представителями современной молодой поэзии (Д.Воденниковым и К.Медведевым), возвращают в поэзию «автора – личность».
Цель работы: выявить характерные черты в поведенческой стратегии у представителей различных поэтических сообществ и направлений, начиная с периода андеграунда до поэзии х годов.
Задачи исследования: Описать посредством сравнительно- исторического анализа художественно- эстетические направления в неофициальной поэзии 2-й пол. ХХ века(Московская и Ленинградская неофициальная поэзия) ; Описать посредством сравнительно- исторического анализа художественно- эстетические направления в неофициальной поэзии 2-й пол. ХХ века(Московская и Ленинградская неофициальная поэзия) ; Дать характеристику поведенческих тактик у представителей поэтических групп данного периода; Дать характеристику поведенческих тактик у представителей поэтических групп данного периода; Выявить особенности трансформаций поведенческих стратегий в культуре андеграунда; Выявить особенности трансформаций поведенческих стратегий в культуре андеграунда; Проследить, каким образом повлияли данные изменения на формирование образа поэтической личности в современной русской поэзии (на примере творчества Д.Воденникова и К.Медведева). Проследить, каким образом повлияли данные изменения на формирование образа поэтической личности в современной русской поэзии (на примере творчества Д.Воденникова и К.Медведева).
ГЛАВА I: Проблема изменения механизмов обретения легитимности в пространстве неофициальной культуры; Проблема изменения механизмов обретения легитимности в пространстве неофициальной культуры; Формирование образа «подпольного поэта», его основные черты; Формирование образа «подпольного поэта», его основные черты; Особенности поведенческих стратегий художественной группы «Московских концептуалистов». Особенности поведенческих стратегий художественной группы «Московских концептуалистов».
Результаты: 1.Происходит изменение механизмов обретения легитимности (оправданности) поведенческих практик в неофициальной культуре;
2.Особенности, формирующие образ «подпольного поэта»: -апеллирование к практике девиантного поведения; -Установка на антикарьеризм; -делегитимация поэтической фигуры в социокультурном пространстве.
Пути развития поведенческих стратегий: 1.Продолжение развития романтической традиции в поэзии (исповедальная лирика); 2.Развитие «акционной поэзии», где творчество поэта является способом реализации определённой акции.
Преодоление кризиса авторства и возвращение в поэзию образа лирического героя-поэта чувствующего и переживающего; Преодоление кризиса авторства и возвращение в поэзию образа лирического героя-поэта чувствующего и переживающего; Поэтическая фигура обретает значимости в социокультурном пространстве. Поэтическая фигура обретает значимости в социокультурном пространстве.