Филологическая составляющая в произведениях Бориса Акунина
Объект исследования – элементы филологических знаний, репрезентированные в текстах Б.Акунина, и процессы их восприятия современным читателем. Предмет исследования - особенности функционирования филологической терминологии и элементов языковой рефлексии, заимствованных лексических единиц, а также прецедентных феноменов различных типов в текстах Б. Акунина, процесс восприятия данных единиц читателем с разным уровнем филологической подготовки.
Цели и задачи исследования В связи со спецификой избранного объекта целью работы является изучение филологической составляющей в творчестве Б.Акунина и коммуникативно- прагматической функции ее элементов, что определяет последовательность решения следующих задач : освещение лингвистических особенностей творчества Бориса Акунина, изучение его роли в современном литературном процессе
рассмотрение общих положений теории языковой личности, необходимых для исследования особенностей коммуникативных стратегий Б.Акунина характеристика филологической составляющей как элемента текста и лексикона изучение различных компонентов филологической составляющей текстов Б.Акунина
изучение особенностей коммуникативной стратегии, своеобразной филологической «игры» Б. Акунина, создающего свои произведения для просвещенного читателя выявление степени понимания различных аспектов филологической составляющей его текстов читателями, принадлежащими различным профессиональным сферам и обладающими различной широтой кругозора, с помощью эксперимента
Структура исследования Введение Глава 1. Творчество Бориса Акунина в контексте современной прозы (лингвистический аспект) Глава 2. Филологическая составляющая в произведениях Б. Акунина 2.1. Способы экспликации филологической составляющей в произведениях Б.Акунина 2.2. Филологическая составляющая как компонент языковой способности 2.3. Языковая рефлексия и филологическая терминология как компонент филологической составляющей 2.4. Владение иностранными языками как компонент филологической составляющей 2.5. Прецедентные феномены как элемент филологической составляющей 2.6. Уровень культурной грамотности современного студента (лингвистический эксперимент) Заключение Библиография
Актуальность исследования Исследование посвящено изучению лексикона современного человека, что позволяет более полно и глубоко изучить особенности современной языковой ситуации
Материал исследования Основным материалом работы явились произведения Б.Акунина «Алтын-толобас», «Внеклассное чтение», «ФМ». В процессе исследования использовались также тексты произведений «Любовник Смерти», «Алмазная колесница» и «Нефритовые четки».
Результат практического применения Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка (лексикологии) в вузе и школе; рассмотренный материал может оказаться полезным при разработке спецкурсов и спецсеминаров по лексикологии современного русского языка. Результаты описания и анализа метаязыковых единиц, заимствованных элементов, прецедентных феноменов различного типа могут найти применение в лексикографической практике (иллюстративный материал).