магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ
Актуальность исследования состоит в попытках определения понятия «творческая личность» в контексте поэтики русского постмодернизма и в формировании собственной методологии ее анализа в прозаических произведениях указанного направления, прежде всего в рассказах Т.Толстой и поэме Вен.Ерофеева «Москва-Петушки»
Степень разработанности проблемы К сожалению, нам не удалось обнаружить ни одного исследования, в котором была бы предложена методология анализа творческой личности как персонажа постмодернистской прозы
Материал исследования: разножанровые тексты, которые помогут, с нашей точки зрения, раскрытию темы: поэма «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева («пратекст русского постмодернизма»); малая проза Т.Толстой («Поэт и муза», «Факир», «Огонь и пыль»)
Цель диссертации: Исследование образа творческой личности в произведениях русских прозаиков-постмодернистов (Вен.Ерофеев, Т.Толстая) в контексте современной русской постмодернистской прозы.
Задачи исследования: определение основных доминант в эстетике русского литературного постмодернизма и формирование терминосистемы исследования; выявление специфики русской постмодернистской прозы; определение понятия «творческая личность» применительно к прозаическим текстам русского постмодернизма; выявление особенностей построения образа творческой личности в русской постмодернистской прозе (на примере указанных произведений Вен. Ерофеева и Т. Толстой).
Методологическая основа исследования : труды по анализу персонажа Е.Фарино, В. Хализева, Л.Гинзбург, Л. Чернец; работы по анализу пространства в художественном произведении Ю. Лотмана, В. Топорова и М.Бахтина; исследования по поэтике постмодернизма И.Ильина, М.Липовецкого, И.Скоропановой, В. Курицына, О.Богдановой, А.Гениса, Б.Гройса и др., а также статьи из издания «Постмодернизм. Энциклопедия».
Научная новизна исследования: впервые понятие «творческой личности» рассматривается применительно к русской постмодернистской прозе; обосновывается методология ее интерпретации, вбирающая в себя традиционные аспекты анализа персонажа и определенные дополнения и корректировки, внесенные с учетом постмодернистской эстетики.
Объем и структура работы : Диссертационное исследование изложено на 67 страницах и состоит из трех глав (первая по преимуществу теоретическая, вторая и третья – посвящены практическому анализу текстов), введения и заключения, а также библиографии.
Во введении обосновывается актуальность исследования и научная новизна, приводятся примеры текстов, в которых представлена творческая личность, определяется методологическая база, цели и задачи работы. В первой части исследования определяются основные черты и модели русского постмодернизма, особое внимание уделяется проблеме автора и персонажа в текстах этого литературного направления. Во второй – мы выводим собственное определение творческой личности как типа персонажа.
Третья часть посвящена практическому исследованию (интерпретации) образа творческой личности в русской постмодернистской прозе в произведениях Т.Толстой и Вен.Ерофеева. В заключении подводятся итоги исследования.
Положения, выносимые на защиту: 1.Продукт деятельности творческой личности – текст – понимается нами не только как зафиксированный в устной, письменной или иной форме, но и как текст жизни, а деятельность по его созданию – как жизнетворчество. 2.Для творческой личности свойственно понимание собственной жизни как деятельности по созданию текста с характерными «авторскими» примечаниями.
3. При построении писателем образа творческой личности характерны, с одной стороны, ориентация на традиции русской классики и штампы читательского сознания, а с другой, стремление к их преодолению, в результате которого персонажи предстают как подобные по своей деятельности (создание собственного текста из чужих) писателю-постмодернисту. Примеры: образы Светланы («Огонь и пыль»), Филина («Факир»), Гриши («Поэт и муза»), Вени Ерофеева («Москва-Петушки»)
4. Непринадлежность творческой личности бытовому пространству и связь с архетипом юродивого, но это скорее эстетическое юродство – смешение высокого и низкого при создании текста, в стремлении обрести истину. 5. Постмодернистская игра чужими дискурсами как способ создания новых текстов и смыслов, в том числе при создании текста собственной (Филин в «Факире» и Светлана в рассказе «Огонь и пыль», Гриша в «Поэте и музе») или пересоздании текста чужой жизни: деконструкция образа А.С. Пушкина в «Прогулках с Пушкиным» А.Терца и образ С.Довлатова в романе А.Гениса «Довлатов и окрестности».
Практическое применение работы: м етодика исследования и выводы, сделанные в работе, уже прошли апробацию в рамках курса «Современная русская литература» на 3 курсе бакалавриата, на лекциях посвященных творчеству Т.Толстой, а также в докладе на СНО. Таким образом, материалы исследования могут применяться в рамках курса «Современная русская литература» в гуманитарных вузах и в методических пособиях посвященным русскому постмодернизму.