Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Основные причины принятия Закона : рост числа безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества преступлений и иных противоправных деяний, совершенных несовершеннолетними и в отношении них; увеличение количества неблагополучных семей.
Основные понятия : несовершеннолетний - лицо, не достигшее 18 лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящихся в социально опасном положении, - лицо, которое следствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия – действия несовершеннолетних, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основные задачи и принципы деятельности : предупреждение беспризорности, безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, опеки и попечительства; органы управления образованием; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.
Индивидуально-профилактическая работа проводится : в отношении 14 категорий несовершеннолетних. В их числе: безнадзорные, беспризорные, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, содержащиеся в СРЦ, употребляющие наркотические средства, психотропные вещества, спиртные напитки, совершившие правонарушения, освобожденные от уголовной ответственности, осужденные, вернувшиеся из мест лишения свободы и др; в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей.
Основные направления деятельности образовательных учреждений : оказывают социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, либо имеющими проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей Основные направления деятельности образовательных учреждений
Алгоритм работы с неблагополучными семьями : При поступлении сигнала о фактах неблагополучия в семье: Сбор информации о семье Беседа с ребенком Встреча с семьей Постановка семьи на внутришкольный учет Направление собранной информации о семье в органы и службы системы профилактики
обеспечивают организацию в образовательном учреждении спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию их несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Основные направления деятельности образовательных учреждений Основные направления деятельности образовательных учреждений :