2006 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на г» Инструментальная технологическая среда для создания массовых мобильных онлайн-сервисов нового поколения НИР (2008) Соисполнитель – ООО «Технологии процессинга»
Цель исследования Создание экспериментальных образцов инструментальной среды и демонстрационного мобильного сервиса ДЛЯ уточнения и обоснования требований к объекту разработки В ЦЕЛЯХ анализа потенциала для коммерциализации и разработки технического задания на ОКР
Предмет исследования Инструментальная технологическая среда – средство автоматизации процесса разработки Мобильный сервис - платная услуга посредством сотовой связи; Онлайн-сервис - платежи в режиме реального времени; Массовый сервис - для широкого спектра услуг, круга провайдеров и пользователей – независимость от платформ операторов связи и контент-агрегаторов; Сервис нового поколения – интерактивность, избирательность, локальное взаимодействие, специальные функции мобильного телефона; ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СЛЕДУЮЩЕМУ ОБЪЕКТУ (РАСПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ)
Состояние мировой отрасли мобильных услуг Наличие адекватных способов выполнения платежей в сетях сотовой связи является определяющим для развития отрасли мобильных услуг. Возможности реализации таких платежей определяются финансовым законодательством страны, а не развитием технологической составляющей
Специфика mCommerce в России Подавляющее количество платежей в России (более 95%) осуществляется наличными деньгам. Существующая в РФ нормативно–правовая база в сфере организации расчетов не дает возможности привлекать операторов связи к процедурам расчетов посредством современных инфокоммуникационных систем. По-видимому, единственной легитимной на сегодняшний день схемой оплаты мобильных услуг является схема на основе ПФП (предоплаченный финансовый продукт или предоплаченная банковская карта). PayCash – единственная российская электронная платежная система, позволяющая использовать при расчетах ПФП.
Основные характеристики технологии PayСash Отсутствие передачи персональных данных плательщика Независимость от банковских счетов Равноправие участников платежей Обеспечение рентабельности микроплатежей Доходность для всех участников технологической цепочки мобильного платежа, включая оператора связи Механизмы PayCash используются системами WebMoney и ЯндексДеньги При предоставлении услуг мобильных платежей в сетях «БиЛайн» Патенты РФ , , , ; Патент США US 6,557,759 B1
Требования к мобильному сервису Архитектура мобильного сервиса нового поколения определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1. Независимость от биллинговых систем и технологических платформ операторов связи и контент- агрегаторов 2. Двухзвенная система взаимодействия «провайдер- пользователь», обеспечиваемая использованием внешней системы электронных платежей 3. Финансово-расчетные операции на основе ПФП 4. Избирательное использование технологий локального взаимодействия (NFC)
Классификация мобильных сервисов Мобильный контент - предоставление цифровых товаров и услуг, для использования которых необходим только функционал мобильного телефона. Основными участниками процесса предоставления этих услуг являются операторы связи, контент-провайдеры и сервис-провайдеры. Электронные билеты, купоны и токены -услуги по удаленной загрузке в мобильный телефон билетов в электронной форме и токенов безопасности для их последующего предъявления, в том числе и с помощью технологий локального взаимодействия. Основными участниками бизнес-процесса являются операторы сотовой связи и провайдеры соответствующих приложений, обеспечивающих распространение и контроль билетов. Расчетно-финансовые услуги - самостоятельные мобильные расчетно-финансовые услуги; и мобильные услуги по оплате других мобильных сервисов. LBS-сервисы. В этот класс входят сервисы, связанные с определением места положения абонента сотовой связи (или специального маяка) с использованием специфики ее функционирования.
Основные компоненты мобильного сервиса Бизнес-модель предоставления мобильного он-лайн сервиса целиком определяет его программную архитектуру. Бизнес-модель с участием платежной системы снимает ограничения платформенной зависимости от оператора связи или контент-агрегатора.
Архитектура инструментальной среды РЕПОЗИТОРИЙ КОМПОНЕНТОВ Определение общей структуры сервиса Формирование операций Настройка операций Типовые сценарии построения сервисов СПЕЦИФИКАТОР ТРЕБОВАНИЙ Определение действий Разработчик XML-описание проекта Мастер компонентов Мастер клиента Мастер сервера Мастер точки контроля БАЗА ЗНАНИЙ
Интерфейсы спецификатора требований
Программная архитектура инструментальной среды
Сервис продажи электронных билетов
Разработка и тестирование в инструментальной среде
Заключение Основная задача НИР – создание экспериментальных образцов с целью уточнения требований к инструментальной технологической среде - ВЫПОЛНЕНА Целевые индикаторы - ДОСТИГНУТЫ (а) свидетельства о регистрации ПС – 2 (б) публикаций в реферируемых изданиях – 2 (в) диссертации – 1 Техническое задание на ОКР - РАЗРАБОТАНО Рыночная стоимость интеллектуальной собственности (оценка методом рисков) – 16,6 млн. рублей
Демонстрация 1) Демонстрация работы сервиса с платежной системой. Сначала запрос на билет, потом показывается, что сервер выдал билет (он появился на странице сервера), потом показывается фотография полученной от Платежной Системы смс-ки на телефоне о проведенном платеже (телефон, смска и фотографии - настоящие, не нарисованные) и в итоге происходит предъявление билета на точке контроля. 2) Демонстрация работы сервиса с запуском из среды NetBeans, получение билета на телефоне, информация с сервера о выданном билете и предъявление его на точке контроля. 3) Демонстрация работы спецификатора и трех мастеров по созданию проекта в среде. 4) Более подробная демонстрация работы спецификатора, после чего работа трех мастеров в среде.