Статистика цен
Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
Функции цены: Учетная – позволяет оценить затраты и результаты производства Стимулирующая – призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции Распределительная – предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты (применяется при решении социальных задач)
Виды цен: Свободная цена – рыночная цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий Государственные цены – цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги
Свободная цена: Налог на добавленную стоимость (НДС) Сумма акциза по установленным ставкам (по некоторым товарам народного потребления)
Государственные цены: Фиксированная цена Регулируемая цена Предельная цена
Фиксированная цена – твердо установленная государством цена (тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на прокат из драгоценных металлов и сплавов, лом и отходы из них; цены на алмазное сырье, драгоценные, полудрагоценные синтетические и искусственные камни и изделия из них)
Регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения))
Предельная цена – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.)
Цены в зависимости от обслуживаемой сферы: Оптовая цена – цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями (оптом) Закупочная цена – вид оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке Цена производителя – цена, получаемая производителем за реализацию товаров (оказание услуг)
Система показателей статистики цен Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве
Для расчета средних цен используются разные виды средних величин 1. Средняя арифметическая взвешенная: p ср. = Σpq / Σq, где p – цена единицы товара q – количество товара 2. Средняя гармоническая взвешенная: p ср. = Σpq / Σ pq/р, где рq – товарооборот в денежном выражении
3. Средняя хронологическая простая: p ср. = ½ (р 1 + р n ) + (р 2 + р 3 + р n-1 ) / n – 1, где n – число месяцев (дней) в периоде 4. Средняя хронологическая взвешенная: p ср. = Σp ср.i t i / Σ t i, где p ср.i – средняя цена за период t i – число месяцев (дней в периоде)
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде: ИПЦ = стоимость рыночной корзины базисного периода в текущем периоде / стоимость рыночной корзины базисного периода в базисном периоде х 100
Расчет индекса потребительских цен осуществляется: к предыдущему месяцу (или периоду) к декабрю предыдущего года (или квартала) к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года
Индекс потребительских цен принимается в качестве индекса-дефлятора при нахождении реальных денежных доходов, реальной заработной платы на основе их номинальных значений: Реальные доходы = номинальные доходы / ИПЦ Реальная зарплата = номинальная зарплата / ИПЦ Индексы реальных доходов и реальной заработной платы рассчитываются аналогично
Индексы цен предприятий-производителей формируются на базе изменений цен предприятий-производителей Наблюдение за изменением цен производителей продукции осуществляется по выборочной сети базовых предприятий различных форм собственности и организационно-правовых норм Индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику цен предприятий-производителей промышленной продукции
Покупательная способность денег – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за одну денежную единицу (в нашей стране – на 1 рубль) при данном уровне цен и тарифов Покупательная способность рубля определяется в виде индекса, обратного индексу цен и тарифов на услуги: I п.с.р = 1 / I р
Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги в экономике, связанное с нарушением функционирования денежно-кредитной и финансовой системы страны Инфляция – это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег Она проявляется в обесценивании денег по отношению к товарам, золоту, иностранным валютам: - рост товарных цен - повышение рыночной цены золота - падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам
Основные причины инфляции: диспропорции в структуре производства, чрезмерный удельный вес средств производства дефицит государственного бюджета рост государственного долга разбухание объема долгосрочных капитальных вложений, в том числе через кредит
Темп роста цен (темп инфляции) рассчитывается по формуле: Т p = Т M х Т v / Т Q, где Т p – темп роста цен Т M – темп роста денежной массы Т v – темп ускорения оборота денег Т Q – темп роста количества реальных товаров
По своей природе инфляция может быть: Открытая, проявляется в различных формах: инфляция спроса инфляция издержек производства структурная инфляция Подавленная, характерна для административной экономики с регулируемыми ценами, она проявляется в товарном дефиците, развале потребительского рынка, развитии бартерных сделок, избытке денежной массы на руках и др.
Уровень инфляции статистика измеряет с использованием системы индексов цен, важнейшими компонентами которой являются индекс-дефлятор ВВП, а для измерения инфляции потребительских товаров и услуг, приобретаемых конечным покупателем – индекс потребительских цен (ИПЦ) Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции: N = I t – I t-1 / I t, где I t, I t-1 – индексы смежных периодов