Естественно-языковые системы Выполнили: Книга А., Мишалевский С., Нагорный А., Крупский П. Группа – 9ВМ40-04
Категории Естественно- языковых систем - средства, обеспечивающие естественно-языковый интерфейс к базам данных; - средства естественно-языкового поиска в текстах и содержательного сканирования текстов (Natural Language text retrieval and Contents Scanning Systems); - масштабируемые средства для распознавания речи (Large- Vocabulary Talkwriter); - средства голосового ввода, управления и сбора данных (Voice Input and Control Products and Data Collection Systems); - компоненты речевой обработки (Voice-Recognition Programming Tools).
Основные классы систем общения - интеллектуальные вопрос - ответные системы; - системы общения с базами данных; - диалоговые системы решения задач; - системы обработки связных текстов; - системы машинного перевода.
Функции Естественно-языковых систем - ведение диалога - определение его структуры и ранга роли, которую система и пользователь выполняют на текущем шаге диалога; - понимание - преобразование поступающих от пользователя высказываний на естественном языке в высказывания на языке внутреннего представления; - обработка высказываний - формирование или определение заданий на решение задач или подзадач на данном шаге диалога; - генерация - формирование выходных высказываний на ЕЯ.
Обобщенная схема ЕЯ-системы
Классификация знаний ЕЯ-системы
Структурная схема систем общения с Базами Данных
Структура лингвистического процессора
Преимущества ЕЯ-систем минимальная предварительная подготовка пользователя. простота задания запросов на ЕЯ. большая скорость создания произвольного запроса (отсутствует стадия формального задания запроса). более высокий уровень модели предметной области.
Недостатки ЕЯ-систем неоднозначность естественного языка приводит к множественности смыслов. недостаточная надежность анализаторов ЕЯ-запросов может привести к неправильному пониманию. пользователь может иметь завышенные или заниженные ожидания от ЕЯ- интерфейса.