История русского костюма Внеклассное мероприятие МОУ Чикская СОШ 7
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать.
XI – XIII век Кафтан – распашная верхняя одежда Кафтан – распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения изменения Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком Повойник – головной убор, тип чепца Повойник – головной убор, тип чепца
XV-XVII век Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея – это укороченный сарафан, летник – это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами. Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея – это укороченный сарафан, летник – это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами. Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью Венец – лента, украшенная узором Венец – лента, украшенная узором
XVIII век Вообще, костюм менялся год от году – Чепцы и шляпы пышные пошли А после «паньи» очень скоро в моду Тюрнюры, как на западе, вошли И силуэт костюма изменили, Как видите – такой стал моден впредь! Наряды дамы разные носили, Но русское в них трудно рассмотреть
Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой
XIX век (купеческий костюм) Так лишь в семействах знатных одевались А женщины в домах, что поскромней, Не столь с влияньем запада считались Вот молодая барышня, на ней Мы русскую заметим душегрею, И русскую рубаху – на другой. Однако запад с модою своею, Как видно повлиял на их покрой.
На пышной юбке – кружева, воланы, А талия затянута в корсет Предельно дамам плечи открывала Повсюду – как в Париже, так в Москве Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка) Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.
Основные элементы костюма: рубашка с пышными рукавами, суженными к низу, сарафан, душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и сильно собранной баской, поверх сарафана фартук, который подпоясывался под грудью
XIX век (народный костюм)
Cеверорусский женский костюм Главной частью северорусского женского костюма был сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, струясь при движении, делали женщину похожей на лебедушку. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Южнорусский женский костюм Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, украшалась и обязательно подвязывалась кушаком. В южно-русском женском костюме самой главной деталью была понева. Она одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем навершник и завершал костюм, головной убор.кушаком.
XX век С годами юбки делались короче, А женский гардероб всё богател. Все силуэты будто между прочим, Двадцатый век переменить сумел.