Институт экономики, управления и права (г.Казань) Систематизация процессов самооценки СМК вуза Смирнов В.А., Антонова И.И г.
Под самооценкой СМК вуза подразумевается принятая вузом оценочная модель, процедура и форма представления результатов оценки осу- ществляемых в деятельности вуза процессов с це- лью их последующего совершенствования. Самооценка может быть классифицирована по следующим основным признакам: –целям проведения; –используемой модели; –виду оценки; –широте охвата; –периодичности проведения; –составу экспертов; –составу заинтересованных сторон.
Классификация процесса самооценки СМК Лицензирование, аттестация, аккредитация Участие в конкурсах, рейтингах Внутреннего совершенствования ВНЕШНЕЙВНУТРЕННЕЙ МеждународнойНациональнойРегиональнойОтраслевой По используемой модели По цели проведения АдекватностиИсполнения По виду оценки ВыборочнаяКомплекснаяЭпизодически По широте охватаПо периодичности проведения По составу заинтересованных сторонПо составу экспертов Внутренние «поставщики потребители» Внешние «поставщики потребители» Все заинте- ресованные стороны ВнутренниеВнешние Внутренние с привлечением внешних На регулярной основе
Возможные сферы самооценки деятельности вуза ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Управления вузом; Образовательная деятельность; Научная деятельность; Воспитательная деятельность; Методическая деятельность; Обеспечение ресурсами; Профессорско-преподавательский состав; Студенты, выпускники. Взаимодействия с органами госу- дарственного регулирования и кон- троля; Корпоративного партнерства раз- личного характера на отраслевом, региональном, национальном уровне; Международная деятельность.
Организационное и информационное обеспечение самооценки СМК вуза МИССИЯ ВИДЕНИЕ СТРАТЕГИЯ ПОЛИТИКА ЦЕЛИ Контрольные нормативы развития вуза в соответствии с требованиями государственной аккредитации. Международных и национальных стандартов качества образования, показателям рейтинга вузов РФ, по моделям «делового совершенства», внутренним интересам. ЦЕЛИ Контрольные нормативы развития вуза в соответствии с требованиями государственной аккредитации. Международных и национальных стандартов качества образования, показателям рейтинга вузов РФ, по моделям «делового совершенства», внутренним интересам. План работы вуза и его структурных подразделений Текущая оценка деятельности и отчеты вуза и его структурных подразделений САМООЦЕНКА Система обеспечения процессов оценки: Административного (полномочий и ответственности) Нормативно-правового (требования) Материально-технического (технических, информационных и других ресурсов); Методического (процедур проведения и оценивания) Мотивационного (поощрения и вознаграждения) Система обеспечения процессов оценки: Административного (полномочий и ответственности) Нормативно-правового (требования) Материально-технического (технических, информационных и других ресурсов); Методического (процедур проведения и оценивания) Мотивационного (поощрения и вознаграждения) Диагностика по сферам оценки Интервьюрование по сферам оценки Интервьюрование по сферам оценки
Схема процесса самооценки деятельности вуза ВХОДВЫХОД Законодательные и иные требования, предъявляемые к деятельности вуза; Результаты сравнения с лучшими вузами; Результаты аудитов и дру- гих проверок; Политика и цели в области качества, статус и результаты достижения целей улучшений; Оценка рынка и стратегии развития; Деятельность по стратеги- ческому партнерству; Обратная связь об удов- летворенности всех заинте- ресованных сторон. ПРОЦЕСС Принятие решения о про- ведении самооценки; Выбор модели самооценки; Распределение ответствен- ностей и полномочий; Подготовка экспертов; Разработка программ про- цедур и форм регистрации самооценки; Сбор и обобщение данных; Разработка и утверждение отчета по самооценке; Определение приоритетов и планов совершенствования; Реализация и контроль выполнения планов. Утвержденная модель с критериями самооценки; Протокол решения о про- веденной самооценке; Аттестованные эксперты; Программа проведения самооценки и формы пред- ставления ее результатов; Утвержденный отчет по самооценке; Протокол решения о при- оритетах улучшений; Утвержденные планы улуч- шений с оценкой эффектив- ности их выполнения.