Модель конкурсов на премии за качество как важный фактор перспективного развития систем менеджмента качества организаций Ю.Г. Сафина, руководитель Службы качества ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (НИУ)
Модель конкурса на премии Правительства России в области качества Политика и стратегия организации в области качества 80 баллов (8 %) Удовлетворенность потребителей качеством продукции или услуг 200 баллов (20 %) Удовлетворенность персонала 80 баллов (8 %) Результаты работы организации 120 баллов (12 %) РЕЗУЛЬТАТЫ 450 баллов (45 %) Влияние организации на общество 50 баллов (5 %) Партнерство и ресурсы 90 баллов (9 %) ВОЗМОЖНОСТИ 550 баллов (55 %) Процессы, осуществляемые организацией 160 баллов (16 %) Лидирующая роль руководства 110 баллов (11%) Персонал 110 баллов (11 %)
Модель европейского конкурса EFQM на премии за качество
Модель конкурса на премии Правительства Республики Татарстан за качество
«Модели премий» - основа TQM Всеобщий менеджмент качества (всеобщий менеджмент на основе качества) – это нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и имеющий в виду достижение долгосрочного успеха в результате удовлетворения требований потребителя, а также достижение выгоды для членов организации и общества в целом.
Ключевые подходы к формированию СМК Системы менеджмента качества Модели «премий за качество» (TQM) Модель стандарта ИСО 9001
СМК в модели международных стандартов ИСО 9000 Система менеджмента – это система, создаваемая для руководства и управления организацией (для разработки политики и целей и достижения этих целей). Система менеджмента качества – то же применительно к качеству
Основы развития СМК вуза
Модель стандарта ИСО 9001
Ключевые подходы к формированию СМК Системы менеджмента качества Модели «премий за качество» (TQM) Модель стандарта ИСО 9001 Балльная оценка Сертификат
Использование полезных рекомендаций Источники развития СМК по «моделям премий»
Модель «премий за качество» (от EFQM) Стратегический менеджмент организации Стратегический менеджмент функциональных направлений Менеджмент информации Менеджмент процессов Формирование оргструктуры Менеджмент качества Планирование Формирование организационной культуры Менеджмент персонал Менеджмент знаний Менеджмент внутренних коммуникаций организации Менеджмент взаимодействия с потребителями Менеджмент взаимодействия с общество Менеджмент взаимодействия с собственниками Менеджмент взаимодействия с «цехом» Менеджмент партнерства Менеджмент финансовых ресурсов Менеджмент материальных ресурсов Менеджмент технологий Измерения в менеджменте Обеспечение улучшений Менеджмент изменений Менеджмент рисков Организация работы групп
Пример: Структура ресурсного обеспечения в «модели премий за качество» Ресурсное обеспечение Обеспечение материальными ресурсами Менеджмент информации Менеджмент материальных ресурсов Менеджмент персонала Менеджмент финансовых ресурсов Менеджмент социальных воздействий Взаимодействие с поставщиками Управление персоналом
Структура ресурсного обеспечения в модели ИСО 9001
Пример: Состав деятельности по управлению персоналом Управление персоналом Планирование карьеры персонала Вовлечение персонала Обучение персонала Определение ответственности и полномочий персонала в управление в инновации Анализ потребностей персонала Признание и награждение персонала Измерение удовлетворенности персонала Двухсторонний обмен информацией обмен предложениями и мнениями Установления индивидуальных и командных целей Обеспечение командной работы Исследование причин присоединения к организации и ухода кадров И т.д.
Совершенствование ИСО 9001 Источники развития СМК по «моделям премий»
В октябре-ноябре 2010 г. Международная организация по стандартизации проводила опрос, посвященный будущему стандарту ИСО Цель – «понять, что, с точки зрения пользователей (потребителей), необходимо для того, чтобы ИСО 9001 был востребован в будущем»… В этом опросе – сценарий дальнейшей интеграции TQM и ИСО 9001 (в рамках совершенствования последней модели).
Предложенные к обсуждению направления улучшения содержания ИСО 9001 Усиленное внимание на соответствие продукции Поддержание инфраструктуры Разработка процессов Компетентность Постоянное улучшение Управление рисками и оценка рисков Адаптивность организации Аутсорсинг Влияние технологий и информационных систем Обязательные и регулирующие требования Менеджмент процессов / Ключевые показатели деятельности
Направления улучшения содержания ИСО 9001 (интеграция с «моделями премий за качество») Усиленное внимание на соответствие продукции Поддержание инфраструктуры Разработка процессов Компетентность Постоянное улучшение Управление рисками и оценка рисков Адаптивность организации Аутсорсинг Влияние технологий и информационных систем Обязательные и регулирующие требования Менеджмент процессов / Ключевые показатели деятельности
Предложенные к обсуждению новые направления к содержанию ИСО 9001 Поддерживающие инструменты качества (например, 6 Сигм, Бережливое производство, Статистический контроль процессов) Финансовые ресурсы организации Инновации Интеграция риск-менеджмента Управление знаниями Управление жизненным циклом Стратегическое планирование Менеджмент ресурсов Измерители или индикаторы (показатели деятельности, удовлетворенность, доходность от инвестиций) Систематическое решение проблем и обучение Голос потребителя Применение технологий для разработки и внедрения требований стандарта Использование технологий для ведения бизнеса Инструмент самооценки
Новые направления к содержанию ИСО 9001 (интеграция с «моделями премий за качество») Поддерживающие инструменты качества (например, 6 Сигм, Бережливое производство, Статистический контроль процессов) Финансовые ресурсы организации Инновации Интеграция риск-менеджмента Управление знаниями Управление жизненным циклом Стратегическое планирование Менеджмент ресурсов Измерители или индикаторы (показатели деятельности, удовлетворенность, доходность от инвестиций) Систематическое решение проблем и обучение Голос потребителя Применение технологий для разработки и внедрения требований стандарта Использование технологий для ведения бизнеса Инструмент самооценки
Варианты будущего для ИСО 9001 Вариант А – Оставить ИСО 9001 в неизменном виде – подтвердить его текущее содержание на ближайшие пять лет (приблизительно до 2018 года). Вариант B – Пересмотр ИСО 9001 – на основании предложенных в данном опросе изменений, выпустить единый пересмотренный стандарт ИСО 9001, в котором все требования остаются в равной степени обязательными. Вариант С – Оставить ИСО 9001 в неизменном виде, но дополнительно разработать другой стандарт с повышенным (более высоким) уровнем требований системы менеджмента качества для достижения устойчивого успеха, с тем чтобы он мог быть использован в целях сертификации. Вариант D – Оставить ИСО 9001 в неизменном виде, но дополнительно разработать другой стандарт с сокращенным (облегченным) уровнем требований, который может быть использован в целях сертификации организаций, выпускающих продукцию с низким уровнем риска.
Варианты будущего для ИСО 9001 (продолжение) Вариант Е – Заменить ИСО 9001:2008 серией из трех документов (Система менеджмента качества 1, Система менеджмента качества 2, Система менеджмента качества 3) с высоким, средним и пониженным наборами требований, которые могут быть использованы в целях сертификации в зависимости от риска и критичности продукции, выпускаемой организацией. Вариант F – Заменить ИСО 9001:2008 единым стандартом, который будет включать более широкий спектр повышенных и пониженных наборов требований, что позволит организациям сделать более широкий выбор в зависимости от риска и критичности выпускаемой продукции. Вариант G – Заменить ИСО 9001:2008 единым стандартом, который будет включать более широкий спектр повышенных и пониженных наборов требований с балльной оценкой зрелости.
Контакты: