Социальное партнерство как проявление ответственности бизнеса Куликов Олег Васильевич Генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики
Единые принципы Ответственность бизнеса возможна лишь в условиях взаимной заинтересованности и ответственности стейкхолдеров В России партнерские отношения в рамках КСО только развиваются Идеологиясоциальногопартнерства КСО
Понимание бизнесом своей социальной ответственности не может быть оторвано от осознания необходимости эффективных взаимодействий с одним эффективных взаимодействий с одним из самых важных стейкхолдеров – работником Социальное партнерство – базовая ценность в основе стройного здания КСО Социальное партнерство, его развитие – обязательный и необходимый признак Корпоративной ответственности бизнеса. Субъект предпринимательства, безответственно строящий отношения с работниками, не способен на последовательную ответственность по отношению к остальным своим стейкхолдерам, каким бы «соусом это не было приправлено».
Социальное партнерство в сфере труда для России тема не новая, и после 1991 года в условиях развития рыночных отношений она приобрела качественно новую тональность: Взаимодействие с работниками теперь важно не только для поддержания стабильности в обществе и трудовых коллективах, но и для обеспечения поступательного развития организаций, повышения их эффективности для собственников и работников.
Работники – одна из групп стейкхолдеров: оказывающих наиболее сильное влияние на деятельность компании; оказывающих наиболее сильное влияние на деятельность компании; особо заинтересованных в устойчивом поступательном развитии предприятия. особо заинтересованных в устойчивом поступательном развитии предприятия. Развитие рыночных отношений в сфере труда открывает для работодателей новое пространство – эффективной для бизнеса, работников и общества инициативы (доброй воли). Осваивать это пространство в одиночку сложно: риск потери прибыли соседствует с риском потери квалифицированного персонала. Снизить риски и помочь найти рациональную точку баланса призваны объединения работодателей. ОР становятся неотъемлемой частью демократического гражданского общества, повышая эффективность взаимодействий субъектов предпринимательства во всех плоскостях и направлениях.
Объединение РаЭл. Основные цели: сотрудничество, представительство, защита интересов членов Объединения во взаимоотношениях со всеми субъектами Общества; сотрудничество, представительство, защита интересов членов Объединения во взаимоотношениях со всеми субъектами Общества; формирование согласованной политики членов Объединения в вопросах регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; формирование согласованной политики членов Объединения в вопросах регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; развитие системы социального партнерства в условиях реформирования электроэнергетики, консолидации членов Объединения, их объединений для активизации влияния на формирование государственной социально- экономической политики; развитие системы социального партнерства в условиях реформирования электроэнергетики, консолидации членов Объединения, их объединений для активизации влияния на формирование государственной социально- экономической политики; совершенствование и развитие правовой базы; совершенствование и развитие правовой базы; сотрудничество с другими российскими организациями, международными и зарубежными объединениями работодателей. сотрудничество с другими российскими организациями, международными и зарубежными объединениями работодателей. Основные направления взаимодействия работодателей Информационный обмен Выработка согласованной позиции Принятие обязательств в сфере социального партнерства
Принципы членства в Объединении РаЭл: равные права и обязанности членов Объединения; равные права и обязанности членов Объединения; свобода выхода из состава членов Объединения; свобода выхода из состава членов Объединения; четкое и неуклонное соблюдение положений законодательства, Устава Объединения, а также иных документов и решений, регулирующих деятельность Объединения; четкое и неуклонное соблюдение положений законодательства, Устава Объединения, а также иных документов и решений, регулирующих деятельность Объединения; единое пространство информационного обмена; единое пространство информационного обмена; наличие конкретной процедуры учета позиции всех членов Объединения по актуальным вопросам общих интересов; наличие конкретной процедуры учета позиции всех членов Объединения по актуальным вопросам общих интересов; многообразие подходов при реализации согласованной позиции отдельными членами Объединения. многообразие подходов при реализации согласованной позиции отдельными членами Объединения. В настоящее время общее количество членов в Объединении составляет 106 организаций отрасли, расположенных в 69 субъектах РФ, из них: 102 – акционерных общества; 3 – унитарных предприятия; 1 – фонд
Порядок взаимодействия Объединения РаЭл и членов Объединения РаЭл определяется: Уставом Объединения; Уставом Объединения; Стратегией работодателей по развитию социального партнерства в электроэнергетике РФ; Стратегией работодателей по развитию социального партнерства в электроэнергетике РФ; Регламентом взаимодействия между Объединением РаЭл и организациями – членами Объединения РаЭл; Регламентом взаимодействия между Объединением РаЭл и организациями – членами Объединения РаЭл; Декларацией о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Декларацией о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики
Наша отрасль и наши члены Общие подходы, выработанные в Объединении, ретранслируются в коллективных договорах, трудовых договорах и локальных нормативных актах организаций, причем каждая, получая доступ к информации, осознает допустимость собственного свободного выбора Организации, входящие в Объединение и присоединившиеся к ОТС: Свыше 70% установленной мощности электростанций Около 70% производства электрической энергии Свыше 95% общей протяженности линий электропередач Около работников на эффективных рабочих местах
Подтверждение правильности подходов, примененных при формировании содержания Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на годы Реорганизация предприятий отрасли прошла в соответствии с предусмотренным сценарием. Проблемы СТО, связанные с реорганизацией, были решены до их возникновения на взаимовыгодных для работников и работодателей условиях. Рост эффективности: Обязательства, закрепленные в Соглашении, выполняются большим количеством работодателей и работников. 1. Выработка товарной продукции на человека в 2005 году возросла примерно на 50% относительно 2004 года 2. Рост среднемесячной заработной платы составил 23,4% в годах
Ясность с приоритетами в развитии социального партнерства формирует заинтересованность по отношению к КСО. В результате: Организации отрасли становятся прозрачнее и понятнее для работников Организации отрасли становятся прозрачнее и понятнее остальным стейкхолдерам Любые инвестиции стейкхолдеров в наши организации становятся не только экономически оправданными, но и социально обоснованными
Проблемы развития социального партнерства в полном объеме присущи и процессу становления КСО: Превращение «доброй воли» в «обязанность» (социальная отчетность может быть унифицирована, но не должна становиться принудительной). Превращение «доброй воли» в «обязанность» (социальная отчетность может быть унифицирована, но не должна становиться принудительной). Неудовлетворенность стейкхолдеров форматом и содержанием отчетов, замедленный процесс их вовлечения во встречный процесс. Неудовлетворенность стейкхолдеров форматом и содержанием отчетов, замедленный процесс их вовлечения во встречный процесс. Позиция государства по отношению к КСО и отчетности пока нейтральна, ясными сигналами не подтверждается. Позиция государства по отношению к КСО и отчетности пока нейтральна, ясными сигналами не подтверждается. Наличие обширного сектора социально безответственных отношений бизнеса и стейкхолдеров. «Нападки» на бизнес легальных отношений «коллег» с другими принципами его ведения. Наличие обширного сектора социально безответственных отношений бизнеса и стейкхолдеров. «Нападки» на бизнес легальных отношений «коллег» с другими принципами его ведения. Слабость обратной связи и завышенные ожидания стейкхолдеров, невысокий уровень доверия информации, представленной в отчете. Привлечение независимых аудиторов – вынужденный шаг. Альтернатива – использование саморегулируемых некоммерческих организаций, в т. ч. ОР. Слабость обратной связи и завышенные ожидания стейкхолдеров, невысокий уровень доверия информации, представленной в отчете. Привлечение независимых аудиторов – вынужденный шаг. Альтернатива – использование саморегулируемых некоммерческих организаций, в т. ч. ОР.
Через тернии к звездам Социальное партнерство – важный шаг для перехода бизнеса в социально ответственное качество Социальное партнерство – один из этапов сложного пути поступательного развития граждан, бизнеса, общества. Следующая «остановка»: становление КСО как системы взаимной ответственности этих субъектов к их обоюдной выгоде. Спасибо за внимание